Может ли работодатель проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры силами собственных работников?
Согласно п. 7 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.
На основании приведенных норм некоторые работодатели считают возможным проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров силами собственных работников. Однако в такой ситуации работодателям необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ медицинская деятельность отнесена к лицензируемым видам деятельности. Нормами п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности и Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры отнесены к деятельности, требующей получения лицензии.
Необходимость получения лицензии для проведения указанных медицинских осмотров следует также и из Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н. Согласно п. 8 данного документа предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
Таким образом, даже если предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся работником, состоящим в штате работодателя, и исключительно для собственных нужд работодателя, такой работодатель в любом случае признается лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, и ему необходима соответствующая лицензия, которая предусматривала бы возможность осуществления медицинских осмотров. Вывод о необходимости наличия у работодателя лицензии для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров для собственных нужд силами собственных медицинских работников, подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 12.09.2019 N А27-4422/2018, постановления Красноярского краевого суда от 01.02.2019 N 4А-41/2019, АС Волго-Вятского округа от 14.12.2017 N Ф01-5704/17).
Проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей силами штатных работников организации для собственных нужд при отсутствии у организации лицензии квалифицируется как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ (см. постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 18-АД14-29, решение Московского городского суда от 04.03.2019 N 7-2201/2019).
Кроме того, проведение медицинского осмотра в отсутствие соответствующей лицензии нельзя признать надлежащим, то есть фактически работодателем в такой ситуации не было обеспечено проведение медицинских осмотров работников, что может являться самостоятельным основанием для привлечения к административной ответственности (см., например, постановления Третьего КСОЮ от 12.02.2021 N 16-159/2021, Красноярского краевого суда от 01.02.2019 N 4А-41/2019).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах