Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс, а также ликвидационный баланс составляются ликвидационной комиссией в промежуток времени с момента принятия решения о ликвидации и до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (п. 2, п. 6 ст. 63 ГК РФ).
И промежуточный, и ликвидационный баланс должны быть утверждены учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Специальных форм для их составления законодательно не предусмотрено. По мнению Федеральной налоговой службы, в этом случае целесообразно использовать бланк обычного бухгалтерского баланса, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", с соответствующей пометкой ("Промежуточный ликвидационный баланс" либо "Ликвидационный баланс") (информация от 26.09.2016, письмо от 07.08.2012 N СА-4-7/13101). При этом законодательство не предъявляет и каких-либо требований к порядку формирования их показателей. В связи с этим отражение числовых показателей в промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе производится по общим правилам бухгалтерского учета.
1. Промежуточный ликвидационный баланс формируется после окончания срока для предъявления требований кредиторами, который устанавливается ликвидационной комиссией и не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации в органах печати (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Основой для его составления являются данные бухгалтерского учета, подтвержденные результатами предварительно проведенной инвентаризации.
Составляется промежуточный ликвидационный баланс в целях фиксации сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. При этом в него включаются требования, не оспариваемые сторонами как по праву, так и по размеру, иное влечет предоставление в регистрирующий орган ликвидационных балансов, содержащих недостоверные сведения. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 N 18558/13.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) о формировании промежуточного ликвидационного баланса руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен уведомить регистрирующий орган по установленной форме. При отсутствии такого уведомления процедура ликвидации может быть признана не соблюденной, что в свою очередь может повлечь отказ в регистрации прекращения деятельности (постановление ФАС Московского округа от 29.10.2009 N КГ-А40/11269-09).
2. Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 6 ст. 63 ГК РФ).
Факт надлежащего завершения расчетов со всеми кредиторами, предъявившими в установленные сроки требования к ликвидируемому лицу, является единственным условием, соблюдение которого необходимо для составления ликвидационного баланса. При отсутствии кредиторской задолженности и необходимости расчетов с кредиторами, ликвидационный баланс может быть сформирован непосредственно после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В свою очередь при наличии требований кредиторов утверждение ликвидационного баланса и представление его в регистрирующий орган неправомерно*(1).
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица либо признании внесенной в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности недействительной. Такова правовая позиция высших судов (постановления Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 14449/12, от 15.01.2013 N 11925/12, от 13.10.2011 N 7075/11), которая в настоящее время учитывается при рассмотрении споров, связанных с ликвидацией организаций (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.11.2013 N Ф07-8643/13 (определением ВАС РФ от 28.11.2013 N ВАС-17230/13 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ), ФАС Уральского округа от 08.11.2013 N Ф09-10405/13, ФАС Поволжского округа от 31.10.2013 N Ф06-10053/13, Восемнадцатого ААС от 15.11.2013 N 18АП-11550/13 и др.)*(2).
Таким образом, утвержденный ликвидационный баланс может содержать числовые показатели по всем статьям, кроме статей, отражающих кредиторскую задолженность (за исключением задолженности перед учредителями, которые по смыслу норм ГК РФ о ликвидации не относятся к кредиторам).
Участники общества приняли решение о её ликвидации. После опубликования информации в органах печати и окончания срока для предъявления требований кредиторов был составлен промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражены обязательства, подлежащие удовлетворению, в размере 1 220 000 руб.
Для расчетов с кредиторами используются денежные средства, имеющиеся у организации на дату составления промежуточного ликвидационного баланса (600 000 руб.), а также полученные от должников (300 000 руб.).
Поскольку денежных средств недостаточно для погашения задолженности перед кредиторами, ликвидационная комиссия осуществляет продажу нематериальных активов, основных средств и готовой продукции с публичных торгов.
После осуществления указанных операций и расчетов с кредиторами составлен ликвидационный баланс.
Числовые показатели промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса в данной ситуации (в сравнении) могут выглядеть следующим образом (в тыс. руб.):
Наименование показателя | коды | Показатели промежуточного ликвидационного баланса | Показатели ликвидационного баланса |
АКТИВ | |||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
Нематериальные активы | 1110 | 30 | 0 |
Основные средства | 1150 | 500 | 130 |
Итого по разделу I | 1100 | 530 | 130 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
Запасы | 1210 | 125 | 70 |
Дебиторская задолженность | 1230 | 300 | 0 |
Денежные средства и денежные эквиваленты | 1250 | 600 | 100 |
Итого по разделу II | 1200 | 1025 | 170 |
БАЛАНС | 1600 | 1555 | 300 |
ПАССИВ | |||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|
|
|
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) | 1310 | 150 | 150 |
Добавочный капитал (без переоценки) | 1350 | 30 | 30 |
Резервный капитал | 1360 | 40 | 40 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 1370 | 115 | 80 |
Итого по разделу III | 1300 | 335 | 300 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
|
Заемные средства | 1510 | 500 | 0 |
Кредиторская задолженность | 1520 | 700 | 0 |
Прочие обязательства | 1550 | 20 | 0 |
Итого по разделу V | 1500 | 1220 | 0 |
БАЛАНС | 1700 | 1555 | 300 |
Непосредственно после утверждения ликвидационного баланса он вместе с другими документами, перечисленными в ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", может быть представлен в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица (письмо Минфина России от 17.12.2014 N 03-02-07/1/65223).
______________________________
*(1) Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
*(2) Наличие у организации на дату представления ликвидационного баланса непогашенной кредиторской задолженности (в том числе по страховым взносам и налоговым платежам) и ранее признавалось судами нарушением порядка ликвидации (например, постановления ФАС Поволжского округа от 29.03.2011 по делу N А55-11712/2010, ФАС Московского округа от 13.09.2010 N КГ-А40/10544-10, ФАС Уральского округа от 29.10.2008 N Ф09-7960/08-С4). Причем долги должны быть погашены независимо от этапа ликвидации, на котором они возникли (или выявлены), и независимо от того, когда о них узнала ликвидационная комиссия - до составления ликвидационного баланса или после (постановление ФАС Поволжского округа от 14.02.2011 по делу N А57-3397/2010).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.