Статистическая отчетность
Статистической отчетностью является предоставляемая в соответствии с законодательством РФ по утвержденным формам (форматам) документированная информация о деятельности экономического субъекта.
Представлять статистическую отчетность обязаны как организации, так и индивидуальные предприниматели, государственные и местные органы власти, а также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций (далее - респонденты) (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", далее - Закон N 282-ФЗ).
Форм статистической отчетности достаточно много. При этом перечень обязательных к заполнению форм и периодичность их представления индивидуальны для каждого респондента и зависят от:
1) категории (статуса) респондента (например, организация или индивидуальный предприниматель, субъект малого предпринимательства или корпорация) (см. письмо Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 N ОГ-Д05-2455);
2) вида экономической деятельности респондента;
3) способа проведения статистического наблюдения:
- сплошное наблюдение (в этом случае установленные формы отчетности обязаны сдавать все субъекты, участвующие в статистическом обследовании);
- выборочное наблюдение (отчетность сдается только теми, кто попал в выборку).
В связи с этим респондентам (особенно вновь созданным организациям или начинающим индивидуальным предпринимателям) бывает сложно определить, должны ли они сдавать какую-либо отчетность в органы статистики и если "да", то какую.
Получить всю необходимую информацию (о наличии или отсутствии обязанности представления отчетности в органы статистики в конкретном отчетном периоде, формах ее представления) можно:
- на сайтах территориальных органов Росстата в Интернете. В этом случае для определения перечня форм статистической отчетности, подлежащих сдаче конкретным респондентом, необходимо воспользоваться специальным сервисом, который выдает перечень таких форм (http://statreg.gks.ru). Для этого респонденту потребуется указать свой ОКПО или ОГРН и ввести защитный код, который будет представлен на странице поиска. После ввода указанных данных респондент может ознакомиться с перечнем всех форм, которые ему необходимо представлять в орган статистики;
- непосредственно в территориальных органах Росстата. Вся необходимая информация, как правило, размещена на стендах в здании, в котором находится орган статистики.
О предоставлении статистической отчетности респонденту может быть сообщено и в письменной форме. Такое возможно, когда организация (ИП) попадают в выборку. В этом случае указанная информация направляется по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо в письменном обращении респондента (п. 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утв. постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620, далее - Положения N 620).
Перечень статистических форм формируется по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, с ежемесячной актуализацией в связи возможными изменениями (ликвидацией предприятий, созданием новых, реорганизацией, изменением статуса организации и др.).
Действующие организации должны получать информацию о перечне форм федерального статистического наблюдения в конце года, предшествующего отчетному. Вновь созданным организациям следует проверять информацию ежемесячно в течение первого года их создания.
В случае отсутствия респондента в перечне отчетность не предоставляется, за исключением случаев, когда организация была уведомлена об этом в письменном виде (письмо Росстата от 26.07.2016 N 04-04-4/92-СМИ).
Ряд форм федерального статистического наблюдения подлежат представлению в органы статистики только при наличии наблюдаемого события (например, наличии задолженности по заработной плате, финансовых вложений и прочее). К таким формам относятся, например: N 3-Ф, N 1-ПР, N П-6, N 2-наука и др. Если в обязанность респондента входит представление подобного рода форм статотчетности (т.е. зависящих именно от наличия события), но при этом такого события в отчетном периоде не происходит, то в этом случае в Росстат можно отправить письмо об отсутствии показателей в отчетном периоде вместо нулевых отчетов по ним (письмо Росстата от 15.04.2016 N СЕ-01-3/2157-ТО).
Основными требованиями при составлении и представлении статистической отчетности являются:
- полнота заполнения;
- своевременность представления;
- достоверность отчетных данных (ст. 4 Закона N 282-ФЗ).
При получении недостоверных данных органы статистики в трехдневный срок уведомляют об этом респондента. На исправление ошибочных данных отводится также 3 дня, отсчет которых начинается с момента получения письменного уведомления из органов статистики. В такой же срок должны быть исправлены недостоверные данные в случае их обнаружения самим респондентом (п. 6 Положения N 620).
К исправленной отчетности необходимо приложить сопроводительное письмо с обоснованием внесения исправлений.
Непредоставление информации (несвоевременное предоставление, представление недостоверной информации) влечет наложение административного штрафа по ст. 13.19 КоАП РФ. При уплате штрафа обязанность предоставить информацию остается (письмо Росстата от 14.01.2016 N 03-03-1/1-СМИ).
Обязанность по назначению должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую отчетность от имени юридического лица, лежит на его руководителе (п. 5 Положения N 620). При этом именно назначенное должностное лицо, а не руководитель, подписывает отчетные бланки, а в случае направления исправленных данных, это лицо подписывает и сопроводительное письмо. Если такое лицо не будет назначено, то, в случае нарушения, ответственность будет возложена непосредственно на самого руководителя.
Источниками сведений для составления статистической отчетности являются данные первичных учетных документов, регистров, счетов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Необходимые данные вносятся респондентом в формы, утвержденные Росстатом, в соответствии с указаниями по их заполнению (ч. 3 ст. 6 Закона N 282-ФЗ).
Статистическая отчетность может быть представлена (п.п. 4, 7, 11, 12 Положения N 620):
1) на бумажном носителе:
- лично или через представителя. Датой представления отчетности в этом случае будет считаться дата ее фактической передачи в орган статистики. По просьбе респондента на копии, полученной органом Росстата формы, может быть проставлена отметка о ее принятии и дата предоставления;
- в виде почтового отправления с описью вложения. Датой представления отчетности в этом случае будет считаться дата отправки почтового отправления с описью вложения;
2) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ. Датой представления отчетности в этом случае будет считаться дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи. Факт ее получения органом статистики будет подтвержден квитанцией о приеме в электронном виде.
О сроках представления и формах федерального государственного статистического наблюдения см. Календарь статистической отчетности на 2018 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.