Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет потерь от простоев

Бухгалтерский учет потерь от простоев

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Можно выделить несколько видов расходов, которые возникают во время простоев:

1. Расходы, которые осуществляются независимо от того, работает ли производство. Это оплата времени простоя работникам, амортизация основных средств (начисление которой не приостанавливается на время простоя), плата за коммунальные услуги, аренду и т.п.

2. Расходы, направленные на устранение простоя. Например, затраты на ликвидацию последствий аварии, на перевод производства на резервные мощности.

3. Убытки (например, испортившееся из-за простоя сырье и т.п.).

Отсутствие выпуска продукции в период простоя не позволяет отнести потери от простоя в состав расходов по обычным видам деятельности. Следовательно, такие расходы и убытки должны быть отражены в составе прочих расходов с отнесением на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 расходы могут быть признаны при выполнении следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (второй абзац п. 18 ПБУ 10/99).

Документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются расходы в виде потерь от простоев (вследствие аварии или инцидента), могут быть:

- извещение (уведомление) работника о начале простоя;

- приказ руководителя с указанием времени начала и продолжительности простоя, его причины, размера оплаты времени простоя;

- акт специально созданной комиссии о расследовании причин простоя;

- справка бухгалтера о размере потерь;

- претензия контрагенту;

- решение суда;

- табель учета рабочего времени;

- регистры учета амортизации;

- документы, подтверждающие расходы на оплату во время простоя коммунальных услуг, аренды и т.п.

Пример

Организация в январе находилась в простое по внутрипроизводственным причинам. В этот период был лишь доход от отдельных операций, не связанных с основным производством, в котором задействовано амортизируемое имущество. Амортизация за период простоя составила 500 000 руб. 

В бухгалтерском учете при начислении амортизации по простаивающему оборудованию делаются следующие записи:


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

91, субсчет "Прочие расходы"


02

500000

отражена в составе прочих расходов амортизация за январь


Тема

Бухгалтерский учет прочих расходов


См. также

Налоговый учет потерь от простоев

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Разумовой, Е. Титовой