Порядок работы с онлайн-ККТ. Требования к кассовой технике
Применять контрольно-кассовую технику, включенную в реестр ККТ, на территории РФ обязаны все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ в Закон N 54-ФЗ были внесены существенные изменения. Суть их заключается в ведении новой схемы взаимодействия пользователей ККТ с налоговыми органами. Она предусматривает передачу в адрес налоговых органов всех данных о денежных расчетах в режиме реального времени (online) через оператора фискальных данных (далее - ОФД).
Оператор фискальных данных - организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, находящаяся на территории РФ и получившая в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных (абз. 15 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Для реализации этой схемы ККТ, используемая организациями и ИП при осуществлении расчетов, в частности, должна отвечать определенным требованиям (ст. 4 Закона N 54-ФЗ):
- иметь корпус и заводской номер, нанесенный на корпус, иметь внутри корпуса часы реального времени, устройство для печати фискальных документов, а также программно-аппаратные средства, обеспечивающие соответствие ККТ требованиям, установленным Законом N 54-ФЗ;
В контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса ККТ в пределах корпуса автоматического устройства, а при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет" либо расчетов, осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами) в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ, а также в случаях, предусмотренных п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса ККТ в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов.
- обеспечивать возможность установки фискального накопителя внутри корпуса и при применении ККТ содержать фискальный накопитель внутри корпуса, передавать фискальные данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;
- обеспечивать формирование фискальных документов (кроме данных о маркировке товаров), и подтверждения оператора) в электронной форме;
- исключать возможность формирования (печати) кассового чека (бланка строгой отчетности), кассового чека коррекции (БСО коррекции), содержащих сведения более чем об одном признаке расчета;
- обеспечивать возможность передачи фискальных документов (кроме документов о маркировке), сформированных с использованием любого фискального накопителя (ФН), включенного в реестр ФН, любому оператору фискальных данных сразу после записи фискальных данных в ФН, в том числе возможность такой передачи в зашифрованном виде, а также возможность повторной передачи непереданных фискальных документов (по которым не было получено подтверждения оператора);
- обеспечивать печать фискальных документов ((кроме документов о маркировке) и подтверждения оператора), за исключением случая осуществления расчетов в безналичном порядке в сети "Интернет", случаев, предусмотренных п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, и расчетов с использованием автоматических устройств, в составе которых отсутствует устройство для печати фискальных документов;
- обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (БСО) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм), содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или БСО (дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) в отдельной выделенной области кассового чека или БСО;
- информировать пользователя об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через ОФД, а также о неисправностях в работе ККТ;
- обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа "отчет о текущем состоянии расчетов" в любое время (за некоторыми исключениями);
- обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса контрольно-кассовой техники (кроме документов о маркировке), по его номеру и его печать на бумажном носителе (за некоторыми исключениями) и (или) передачу в электронной форме;
В ст. 4 Закона N 54-ФЗ содержатся и другие требования к онлайн-ККТ.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации и ИП, применяющие ККТ при осуществлении расчетов, обязаны иметь договор с оператором фискальных данных (ОФД) на обработку фискальных данных. Поэтому, прежде всего, пользователю ККТ необходимо заключить с ОФД указанный договор (п. 1 ст. 4.6 Закона N 54-ФЗ).
Затем кассовую технику необходимо зарегистрировать в налоговом органе. Заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ подается на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через онлайновый кабинет контрольно-кассовой техники (КККТ). Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в КККТ (п. 1 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
При регистрации ККТ пользователь записывает в фискальный накопитель полученный от налогового органа не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации, регистрационный номер ККТ, полное наименование организации-пользователя или ФИО индивидуального предпринимателя - пользователя, сведения о ККТ, в том числе о ФН, и иные сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации, формирует этот отчет и передает в налоговый орган сведения, содержащиеся в сформированном отчете на бумажном носителе, через КККТ либо через ОФД в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера.
Представленные пользователем в заявлении сведения вносятся налоговым органом в журнал учета и карточку регистрации ККТ. Налоговый орган осуществляет аутентификацию пользователя и аутентификацию ФН, используемого в ККТ, а также проверку достоверности вносимых сведений и сформированного фискального признака, на основании которых пользователю предоставляется карточка регистрации контрольно-кассовой техники (п. 3 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
Пользователь, получивший карточку регистрации ККТ в форме электронного документа, вправе получить в налоговом органе соответствующую карточку на бумажном носителе (п. 12 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
Порядок работы кассира
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, далее - Типовые правила) регламентируют документооборот и оформление операций, осуществляемых через ККТ. Однако в связи с изменением Закона N 54-ФЗ и введением онлайн-касс Типовые правила не подлежат обязательному применению (см. письма Минфина России от 21.07.2017 N 03-01-15/46715 и от 01.06.2017 N 03-01-15/34152).
По нашему мнению, правила могут использоваться в качестве ориентира, поскольку только в них четко описаны действия участников расчетов (кассира ККТ, главного кассира и пр.).
Общий порядок действий кассира при работе с ККТ:
1) перед началом работы кассир получает у ответственного лица все необходимое для работы (ключи от ККТ, разменную монету, расходники и т.д.) (п. 3.8 Типовых правил) и формирует отчет об открытии смены (п. 2 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ);
2) кассир в течение смены принимает оплату и пробивает кассовые чеки (п. 4.1 Типовых правил). При этом смена не может длиться более 24 часов, иначе ККТ заблокирует возможность оформления фискальных документов (п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ);
3) при закрытии смены кассир формирует отчет о закрытии смены (п. 2 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ) (законодательством не установлено требований о закрытии смены в точно указанное время (см. письмо Минфина России от 05.05.2017 N 03-01-15/28066), передает ответственному лицу выручку (п. 6.1 Типовых правил) и сдает ключи от кассы.
Фактически отчет о закрытии смены заменяет Z-отчет, который раньше составлялся по итогам рабочей смены контрольно-кассовой техники в соответствии с пп. 6.1 Типовых правил.
На онлайн-кассе в момент, когда кассир пробивает чек, информация о платеже записывается в фискальный накопитель. Сведения о платеже передаются оператору фискальных данных (ОФД). Причем во всех моделях кассовых аппаратов предусмотрена возможность повторной передачи не переданных по каким-либо причинам фискальных документов (по которым не было получено подтверждения оператора) (п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ). Далее оператор передает данные в ФНС (п. 2 ст. 4.5 Закона N 54-ФЗ).
Если у вашего оператора аннулирована лицензия на передачу данных, то не волнуйтесь и спокойно ищите другого ОФД. Пользователь вправе применять ККТ без передачи фискальных документов в налоговые органы в течение 20 календарных дней (п. 7 ст. 1.2 и п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Кассовые операции, ККТ" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам ведения юридическими лицами и предпринимателями операций с денежной наличностью, соблюдения кассовой дисциплины, применения контрольно-кассовой техники
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Кассовые операции, ККТ
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Кассовые операции, ККТ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Барсегяном, Ю. Волковой, Е. Лазуковой, И. Олейник, Е.Хмельковой
См. информацию об авторах