Бухгалтерский учет материалов, полученных в результате ликвидации основных средств c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019
Смотрите в этом материале:
- фактическая себестоимость материалов, полученных от ликвидации основных средств;
Для целей бухгалтерского учета материалы представляют собой вид запасов.
Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах организаций устанавливается ФСБУ 5/2019 "Запасы", утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н (далее - ФСБУ 5/2019).
Если имущество, полученное в результате ликвидации основных средств, отвечает критериям, перечисленным в п. 3 ФСБУ 5/2019, то оно принимается к учету в качестве запасов. То есть если активы, остающиеся от выбытия (в том числе частичного) основных средств, потребляются или продаются в рамках обычного операционного цикла организации, либо используются в течение периода не более 12 месяцев, то их учитывают как запасы. При этом стоимость полученных активов не важна, значение имеет только срок предполагаемого использования данного имущества.
Материалы, как один из видов запасов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019 (п. 9 ФСБУ 5/2019).
Порядок формирования себестоимости материалов зависит от способа и условий их поступления в организацию.
Формирование фактической себестоимости материалов, полученных от ликвидации основных средств
В случае если в качестве запасов признаются материальные ценности, остающиеся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов или извлекаемые в процессе текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции внеоборотных активов, затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, считается наименьшая из следующих величин (п. 16 ФСБУ 5/2019):
а) стоимость, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в рамках обычного операционного цикла;
б) сумма балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.
Анализируя нормы ФСБУ 5/2019, можно предположить, что если у организации нет аналогичных запасов, по которым можно было бы оценить полученные в результате разбора основного средства материальные ценности, то учитывать такие материалы следуют исходя из суммы балансовой (остаточной) стоимости списываемых активов и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объектов ОС.
В ситуации, когда выбывает полностью самортизированный внеоборотный актив, то есть его остаточная стоимость равна нулю, остающиеся после его разбора материальные ценности можно учитывать по мере выполнения работ и признания расходов на демонтаж и разборку объектов. Но в данном случае не стоит забывать, что в фактической себестоимости таких материалов учитывается наименьшая из величин, а именно, стоимость аналогичных запасов или сумма затрат на демонтаж и разбор внеоборотного актива. Это означает, что необходимо сравнить эти величины и наименьшую из них принять за фактическую себестоимость полученных материалов.
Также считаем, если остаточная стоимость выбывающего внеоборотного актива равна нулю и при этом у организации нет запасов, аналогичных материалам, полученным в результате разборки основного средства, то в фактическую себестоимость таких материалов включаются только затраты, понесенные в связи с демонтажем и разборкой, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления.
Проводки по учету материалов, полученных от ликвидации основных средств
Стоимость материалов, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, признается прочим доходом (п. 9 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Эти ценности приходуются на счет 10 "Материалы" по их фактической себестоимости, что оформляется проводкой:
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
91, |
приняты к учету материалы, полученные в результате выбытия (в том числе частичного) основных средств |
Стоимость материалов, оставшихся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов, которые будут использованы в деятельности организации, списывается на расходы по мере отпуска этих запасов в производство (или при ином выбытии) одним из следующих способов (п. 36 ФСБУ 5/2019):
а) по себестоимости каждой единицы;
б) по средней себестоимости;
в) по себестоимости первых по времени поступления единиц (способ ФИФО).
Выбор применяемого метода отражается в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
Документальное оформление материалов, полученных от ликвидации основных средств
Принятие на учет материалов, оставшихся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов, оформляется первичными документами.
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ)). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичными документами, являющимися основанием для принятия к учету материалов, полученных в результате выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов, являются:
- документы, подтверждающие ликвидацию объектов основных средств (приказ (распоряжение) руководителя организации о списании указанных объектов);
- акт о списании объекта основных средств (для разработки формы акта может использоваться форма ОС-4);
- бухгалтерская справка, содержащая все обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ;
- акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (может быть принята за основу форма N М-35), либо приходный ордер (может быть принята за основу форма N М-4).
На основании акта об оприходовании материальных ценностей либо приходного ордера заполняется карточка учета материалов (форма может быть разработана на основе унифицированной формы N М-17).
На балансе организации числился станок первоначальной стоимостью 360 000 руб. В текущем году станок был демонтирован и списан. На момент списания по нему была начислена амортизация в сумме 90 000 руб. Расходы по демонтажу станка составили 20 000 руб. Демонтаж произведен ремонтным цехом организации. После демонтажа и разборки станка были получены материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования. Стоимость аналогичных материалов, приобретенных организацией в рамках обычного операционного цикла, равна 50 000 руб.
Остаточная стоимость станка составляет:
360 000 руб. - 90 000 руб. = 270 000 руб.
Сумма остаточной стоимости станка и расходов на его демонтаж составляет:
270 000 руб. + 20 000 руб. = 290 000 руб.
В фактическую себестоимость материалов, полученных при разборе станка, будет включаться стоимость аналогичных материалов, так как она меньше суммы остаточной стоимости списываемого станка и затрат на его демонтаж.
В бухгалтерском учете организации сделаны следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Описание |
01, |
360 000 |
списана первоначальная стоимость демонтированного станка |
|
01, субсчет "Выбытие основных средств" |
90 000 |
списана начисленная амортизация по демонтированному станку |
|
91, субсчет "Прочие расходы" |
01, субсчет "Выбытие основных средств" |
270 000 |
списана остаточная стоимость станка |
91, субсчет "Прочие расходы" |
20 000 |
отражены расходы по демонтажу и разборке станка |
|
91, субсчет "Прочие доходы" |
50 000 |
оприходованы материалы, оставшиеся после демонтажа станка и пригодные для дальнейшего использования |
В случае дальнейшего использования в производстве материалов, оставшихся от выбытия объекта ОС:
Дебет |
Кредит |
Описание |
списана стоимость оставшихся от выбытия объекта ОС материалов в производство |
Тема
Бухгалтерский учет поступления материалов с 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019
См. также
Бухгалтерский учет списания основных средств при их ликвидации (демонтаже)
Бухгалтерский учет расходов при списании (ликвидации) основных средств, НМА
Формы документов
Пример заполнения приходного ордера (форма N М-4)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.