Состав коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией потребителям в многоквартирном доме
Коммунальная услуга - это деятельность по подаче потребителям коммунального ресурса (или ресурсов, в любом их сочетании) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений и общего имущества в МКД, а сверх того, - услуга по обращению с ТКО, проще говоря, - вывозу бытового мусора (абз. 9 п. 2 Правил N 354, абз. 5 п. 2 Правил N 124).
К коммунальным же ресурсам относятся: холодная и горячая вода, электричество, тепло, газ (природный и бытовой в баллонах), твердое топливо (только для цели предоставления потребителям коммунальных услуг) и сточные воды, отводимые по централизованным сетям (стоки не являются ресурсами, но приравниваются к ним, согласно абз. 5 п. 2 Правил N 124, абз. 10 п. 2 Правил N 354).
Занимается этой деятельностью, то есть предоставляет коммунальные услуги, исполнитель коммунальных услуг:
- либо управляющая компания (далее - УК), ТСЖ, жилищный кооператив (см. ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п.п. 6, 9, п. 148.1, пп. "а" п. 148.4 Правил N 354);
- либо - в случае так называемых "прямых договоров", предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, - ресурсоснабжающая организация (далее - РСО), а коммунальную "мусорную" услугу - оператор по обращению с ТКО (п. 148.11 Правил N 354).
Владельцы нежилых помещений в МКД (кроме машиномест) заключают письменные прямые договоры ресурсоснабжения в отношении холодной воды, горячей воды, тепловой и электрической энергии и газа с РСО, и договор по обращению с ТКО - с региональным оператором по обращению с ТКО (абз.3, абз. 6 п. 6 и абз. 3 п. 148.1 Правил N 354). УК обязана передать РСО и региональному оператору сведения о собственниках нежилых помещений в своем доме, а самих собственников уведомить о необходимости заключения этих договоров (абз. 4 п. 6 и абз. 6 п. 148.1 Правил N 354). Если договоры не заключены - РСО вправе определить объем потребленных ресурсов как для случаев бездоговорного потребления (абз. 5 п. 6, абз. 5 п. 62 Правил N 354).
Потребителям, то есть владельцам помещений в МКД, могут предоставляться следующие виды коммунальных услуг (п. 4 Правил N 354):
1) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инжсистемам в квартиры, нежилые помещения и "общедомовые" помещения МКД;
2) горячее водоснабжение (далее - ГВС), то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям ГВС и внутридомовым инженерным системам в квартиры, нежилые помещения и, - если это разрешено Правилами N 354, - в "общедомовые" помещения МКД. Если горячая вода в МКД приготавливается в собственном ИТП (индивидуальном тепловом пункте), то это означает, что дом не подключен к централизованным сетям ГВС (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении");
3) водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилых и нежилых помещений в МКД, а также из помещений, входящих в состав общего имущества, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инжсистемам;
4) электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в помещения МКД, в том числе "общедомовые";
5) газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инжсистемам в помещения МКД, в том числе "общедомовые", а также продажа бытового газа в баллонах;
6) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инжсистемам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых помещениях нормативной температуры воздуха не ниже +18°С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки ниже -31°не ниже +20°С (в угловых комнатах +22°С). А также продажа твердого топлива при наличии печного отопления. Если отопление в МКД централизованное, то отопительный период начинается/заканчивается по окончании пятидневки со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже/выше 8 градусов Цельсия. А если в МКД свой ИТП, то собственники вправе сами решить, когда начать/окончить отопительный период. Если собственники ничего не решили, дату начала/конца отопительного периода определяет орган МСУ (п. 5 Правил N 354, п. 11.7 Правил техэксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, п. 26 МДС 41-6.2000, утв. приказом Госстроя России от 06.09.2000 N 203, п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении");
7) обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в МКД. Указанная коммунальная услуга предоставляется со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО (п. 2 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232).
Существует неопределенность в вопросе о том, относится ли к ТКО уличный смет, ветки, опавшие листья. С одной стороны, ФККО относит к категории отходов коммунальных твердых уличный смет (код 7 31 200 01 72 4) и растительные отходы, образовавшиеся при уходе за газонами и древесно-кустарниковыми посадками (код 7 31 300 00 00 0), а Верховный Суд РФ высказал позицию о том, что довод о том, что ТКО не могут образоваться за границами жилых помещений, основан на неправильном толковании норм права (решение от 23.09.2019 N АКПИ19-543). В некоторых судебных актах сделан вывод об обязанности регионального оператора по обращению с ТКО вывозить отходы в виде смёта, веток и листьев, образовавшихся от уборки придомовой территории, на основании договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу (определение Верховного Суда РФ от 10.10.2023 N 16-КГ23-32-К4, постановления АС Поволжского округа от 09.09.2022 N Ф06-20607/22 (оставлено в силе определением Верховного Суда РФ от 20.12.2022 N 306-ЭС22-24186), АС Уральского округа от 20.05.2022 N Ф09-2366/22 (оставлено в силе определением Верховного Суда РФ от 26.08.2022 N 309-ЭС22-15580), Двенадцатого ААС от 06.06.2023 N 12АП-4211/23, решение УФАС по Брянской области от 02.05.2023 N 032/01/10-774/2023).
С другой стороны, согласно абз 21 ст. 1 Закона N 89-ФЗ об отходах под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности организаций / ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Опираясь на данное определение, Минприроды РФ неоднократно озвучивало позицию, согласно которой отходы, образовавшиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (включая ветки и опавшие листья), к ТКО не относятся, а расходы по обращению с ними, включая их сбор, накопление, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, в тарифах на услуги региональных операторов не учитываются (п. 1 письма от 11.10.2019 N 08-25-53/24802, письмо от 21.07.2020 N 08-25-53/18336).(Однако Верховный Суд РФ высказал противоположную точку зрения, см. определение СК по гражданским делам ВС РФ от 10.10.2023 г. N 16-КГ23-32-К4). Исключение, по мнению Минприроды, составляет только уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории МКД. Данная позиция разделяется и судами (постановления Девятнадцатого ААС от 14.07.2021 N 19АП-3696/21, Первого ААС от 09.08.2023 N 01АП-4715/23, Четырнадцатого ААС от 17.12.2020 N 14АП-9213/20). Верховный Суд РФ в определении от 23.01.2020 N АПЛ19-508 высказал позицию, что при уборке придомовой территории к ТКО относится в том числе и бытовой мусор, оставленный жителями, происхождение которого невозможно определить, но не уличный смет, образовавшийся при этой же уборке.
Состав коммунальных услуг определяется только степенью благоустройства дома (пп. "б" п. 4 Правил N 354).
Одним из условий надлежащего оказания коммунальной услуги является ее качество, которое должно соответствовать Требованиям (приложение N 1 к Правилам N 354). Согласно ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" общее понятие качества услуги определяется как её соответствие обычно предъявляемым требованиям и пригодность для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Общим критерием качества для коммунальных услуг является предоставление таких услуг без перерывов или с допустимой продолжительностью перерыва. При этом каждый отдельный вид коммунальной услуги обладает своими параметрами качества (Приложение N 1 к Правилам N354):
- холодное, горячее водоснабжение и газоснабжение - состав, свойства и давление;
- горячее водоснабжение и отопление - давление и температура;
- электроснабжение - напряжение и частота электрического тока;
- газоснабжение - свойства и давление.
Тема
Деятельность управляющей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг
См. также
Условия предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме
Формы документов
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах