Отношения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями по предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме
В соответствии с п.п. 2, 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии и бытового газа в баллонах в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов (далее - договора ресурсонабжения) определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов РФ, в том числе Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Согласно ч. 12 ст. 161 ЖК РФ заключение договоров ресурсоснабжения для управляющей организации, являющейся исполнителем коммунальных услуг, обязательно, она не вправе отказываться от заключения таких договоров (см., например, постановление Пятнадцатого ААС от 14.02.2017 N 15АП-19274/16). Вместе с тем это не означает, что управляющая организация должна заключать договоры ресурсоснабжения исключительно на условиях, предложенных ресурсоснабжающими организациями. Согласование условий таких договоров должно происходить по правилам ст. 445 ГК РФ, определяющей процедуру заключения договоров в обязательном порядке.
Случаи, когда управляющая организация может отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понуждена к заключению такого договора в отношении многоквартирного дома поименованы в п. 12 Правил N 124. К таким случаям относится:
1) заключение договора ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении многоквартирного дома с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом;
2) самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения);
3) отсутствие использования соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
При отказе от заключения договора ресурсоснабжения управляющая организация обязана в письменной форме уведомить о таком отказе ресурсоснабжающую организацию с указанием причин отказа в течение 30 дней со дня получения от неё заявки (оферты) (п. 12 Правил N 124).
В свою очередь основания для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, установлены п. 13 Правил N 124. Такими основаниями являются:
1) отсутствие технологического присоединения (подключения) многоквартирного дома к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
2) наличие договора ресурсоснабжения, заключенного между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления домом;
3) наличие решения общего собрания собственников о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги в случае принятия собственниками решения об изменении способа управления домом или о выборе другой управляющей организации;
4) отсутствие у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом;
5) отсутствие обязанности ресурсоснабжающей организации заключить договор ресурсоснабжения с любым обратившимся к ней лицом в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В случае отказа от заключения договора ресурсоснабжения по указанным выше основаниям ресурсоснабжающая организация обязана в письменной форме уведомить управляющую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения от управляющей организации заявки (оферты).
В соответствии с п. 21 Правил N 354 договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Тема
Деятельность управляющей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг
См. также
Условия предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме
Договоры, к которым применяются правила об энергоснабжении
Формы документов
Договор ресурсоснабжающей организации с управляющей многоквартирными домами компанией
Практическая ситуация
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах