Оснащение помещений МКД приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию
Смотрите в этом материале:
- обязательно ли устанавливать приборы учета?
- кто устанавливает прибор учета?
- кто ставит электросчетчик в квартире?
- кто ставит электросчетчик в нежилом помещении МКД?
- каким должен быть прибор учета?
- кто, когда и как вводит прибор учета в эксплуатацию?
- каким должен быть акт ввода ИПУ?
- что будет, если не установить и не ввести ИПУ в эксплуатацию
Обязательно ли устанавливать приборы учета?
И газ, и электричество, и теплоэнергия являются энергоресурсами (п. 1 ст. 2 Закона об энергосбережении N 261-ФЗ от 23.11.2009, далее - Закон N 261-ФЗ). Кроме того, нормы этого закона, установленные в отношении энергоресурсов, применяются и в отношении воды из систем централизованного водоснабжения (ч. 2 ст. 5 Закона N 261-ФЗ).
При этом учет всех передаваемых и потребляемых энергоресурсов с применением приборов учета является обязательным (ч. 1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ). Следовательно, устанавливать приборы учета обязательно.
Приборы учета ставятся, однако, только при наличии технической возможности их установки. Критерии наличия (отсутствия) такой техвозможности, а также форма акта обследования на сей предмет утверждены приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр.
Приборы учета в теории "подразделяются" на индивидуальные (ИПУ, для одной квартиры, см. абз. 6 п. 2 Правил N 354), общие квартирные (для коммунальных квартир, см. абз. 14 п. 2 Правил N 354), комнатные (для одной комнаты в коммуналке, или нескольких, занимаемых одним потребителем, см. абз. 11 п. 2 Правил N 354). Однако на практике - для целей установки, ввода и эксплуатации - принципиальной разницы между ними нет.
Кто ставит прибор учета?
С июля 2020 года ответ на этот вопрос зависит от вида ресурса, который должен измерять ИПУ:
- счетчики воды, газа (если МКД отапливается газом), тепла (при наличии техвозможности в МКД-новостройках) - это забота собственника помещения, который обязан оснастить ими свое помещение (ч. 4, ч. 5, ч. 5.1, ч. 7 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 81 Правил N 354). Кстати, согласно разъяснению Минстроя РФ, распределители тепла не являются ИПУ тепла (письмо от 20.09.2023 N 25226-ОГ/00);
- счетчики электроэнергии - это забота электросбыта. Дело в том, что с 01.07.2020 ответственность за коммерческий учет электроэнергии перенесена с потребителей на сетевые организации (ТСО) и гарантирующих поставщиков (ГП) (п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике). Именно эти субъекты обязаны - в ходе обеспечения коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению - приобретать и устанавливать ИПУ электроэнергии (абз. 3, абз. 4 п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике, п. 80.1 Правил N 354).
Собственником "новых" ИПУ электроэнергии (установленных сбытом после 01.07.2020) является гарантирующий поставщик/сетевая организация (п. 136 Положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, далее - Положение N 442). Согласно п. 80.2 Правил N 354 дата установки нового электросчетчика в МКД зависит от того, существовал ли на дату 01.04.2020 исправный, поверенный электросчетчик с неистекшим сроком эксплуатации.
|
Срок установки счетчика |
на 01.04.2020 или еще ранее счетчика не было, либо он был неисправен, либо истек срок его эксплуатации |
до 31.12.2023 ГП должен установить новые счетчики (п. 80.2 Правил N 354) |
на 01.04.2020 или еще ранее был исправный счетчик с неистекшим сроком эксплуатации, однако с истекшим межповерочным интервалом |
до 31.12.2021 ГП должен либо установить новый ИПУ, либо поверить старый (п. 80.2 Правил N 354), можно вместо замены постоянно вновь поверять прибор учета в течение всего срока эксплуатации прибора учета (абз. 2 п. 80.1 Правил N 354) |
на 01.04.2020 был поверенный, исправный счетчик с неистекшим сроком эксплуатации |
новый электросчетчик в МКД нужно установить не позднее 6 месяцев: - с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации ИПУ, если эти сроки есть в договоре энергоснабжения и об этих сроках известно гарантирующему поставщику (абз. 2 п. 80.2 Правил N354), - с даты получения обращения потребителя или УК об истечении межповерочного интервала или срока эксплуатации, о поломке ИПУ (абз. 3, абз. 10 п. 80.2 Правил N 354). Такое обращение можно отослать через ГИС ЖКХ (п. 2.1 Правил N 354); - с даты, когда неисправность ИПУ либо истечение его межповерочного интервала или срока эксплуатации были обнаружены в ходе проверки ИПУ (либо с даты получения письма об этом от УК, если именно УК проверяла ИПУ электроэнергии и обнаружила эти факты) (абз.4 п. 80.2 Правил N 354).
За нарушение этих сроков ГП/ ТСО "заплатит рублем" - для "обиженного" потребителя плата за электричество будет снижена на 7, 14 и 20%, а затем на 14, 28 и 40% (в зависимости от даты нарушения и величины просрочки, см. абз. 6 п. 80.2 Правил N 354). При этом, однако, ГП вправе не ставить новые ИПУ, а все время поверять старые (абз. 2 п. 80.1 Правил N354) |
За отдельную плату ГП /ТСО вправе - по просьбе собственника помещения и за его счет, "просто так" осуществлять замену действующих исправных ИПУ электроэнергии до истечения срока их поверки или эксплуатации либо ранее наступления упомянутых сроков (абз 15 п. 80.1 Правил N 354, в порядке, предусмотренном абз.16 п. 80.1).
Собственниками старых ИПУ электричества (установленных собственниками или в их интересах до 01.07.2020), в том числе установленных за пределами квартиры, являются собственники помещений - ведь в силу ст. 36 ЖК РФ, п. 7 Правил N 491, ИПУ электричества не относятся к электрическому оборудованию, входящему в состав общего имущества МКД (см. также решение ВС РФ от 26.05.2008 N ГКПИ08-1022, определение Мосгорсуда от 28.01.2015 N 33-2522/15, абз. 3 п. 145 Положения N 442 в редакции до 01.07.2020).
Кто ставит электросчетчик в квартире?
ИПУ электроэнергии для жилых помещений приобретают и устанавливают гарантирующие поставщики (абз. 1 п. 80.1 Правил N 354), причем совершенно независимо от того факта, находятся ли собственники квартир на "прямом" договоре с поставщиком о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению.
Гарантирующий поставщик - это энергосбытовая организация, которая обязана поставлять электричество любому обратившемуся к ней потребителю и которую власть назначила гарантирующим поставщиком (абз. 25 п. 2 Правил N 354, абз. 29 ст. 3, абз. 2 п. 2 ст. 38 Закона об электроэнергетике, глава XI Положения N 442).
За невыполнение гарантирующими поставщиками обязанности по осуществлению приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии предусмотрена административная ответственность (ч. 13 ст. 9.16 КоАП РФ).
Кто ставит электросчетчик в нежилом помещении МКД?
Ответ на вопрос зависит от того, как именно конкретное нежилое помещение в МКД снабжается электроэнергией:
- если помещение получает электричество с использованием общедомового имущества МКД, счетчик электроэнергии в помещение устанавливает гарантирующий поставщик (абз. 1 п. 80.1 Правил N 354);
- если электроснабжение нежилого помещения осуществляется без использования общедомовых сетей, напрямую от РСО, то счетчик устанавливает сетевая организация (абз. 8 п. 80.1 Правил N 354).
Напомним, что владельцы нежилых помещений, кроме машино-мест, в любом случае не получают коммунальную услуг по электроснабжению от УК, а обязаны заключить "прямой" договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (абз. 3, абз. 6 п. 6 Правил N 354).
За невыполнение гарантирующими поставщиками, сетевыми организациями обязанности по осуществлению приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии предусмотрена административная ответственность (ч. 13 ст. 9.16 КоАП РФ).
Каким должен быть прибор учета?
Согласно пп. "г" п. 34, п. 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием приборов учета утвержденного типа и прошедших поверку в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
В сопроводительных документах к устанавливаемому счетчику должны быть такие сведения (абз. 2 п. 80 Правил N 354):
- о соответствии ИПУ утвержденному типу;
- о дате первичной поверки ИПУ;
- об установленном для него межповерочном интервале;
- об условиях эксплуатации прибора учета.
С 01.01.2022 устанавливаться и вводиться в эксплуатацию должны исключительно "умные" ИПУ электричества, то есть такие, которые можно присоединить к интеллектуальной системе учета электроэнергии, каковая обязана обеспечивать хотя бы минимальный набор "умных" функций - например, передавать показания, предупреждать о взломе счетчика, дистанционно ограничивать потребление электричества должникам (абз. 8 п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике, абз. 3 п. 80 Правил N 354, п. 9 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 890, абз. 7 п. 140 Положения N 442), а до 01.01.2022 можно было устанавливать и вводить в эксплуатацию не только "умные", но и простые ИПУ электроэнергии (см. письмо Минэнерго России от 30.06.2020 N 09-2298). С 2023 года этот минимальный набор функций должен быть доступен абсолютно каждому потребителю электроэнергии (абз. 9 п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике), однако Правила предоставления доступа к такому минимальному набору (абз. 3 п. 2 Правил N 890) освобождают ГП и ТСО от обязанности предоставить доступ для абсолютного большинства МКД, - а именно тех, разрешение на строительство которых было выдано до 01.01.2021, если ИПУ и ОДПУ в этих домах "недостаточно" умные. Наконец, используемые поверенные простые ИПУ вообще можно использовать вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты (абз. 11 п. 80.1 Правил N 354). При этом ввод в эксплуатацию умных ИПУ электроэнергии еще не означает их подключения к минимальному набору функций - для такого подключения установлены свои сроки (п. 30 Правил 890).
Кто, как и в какой срок вводит прибор учета в эксплуатацию?
Просто установить прибор учета - недостаточно: его нужно еще ввести в эксплуатацию, проще говоря, сообщить заинтересованным лицам, что счетчик уже стоит и каковы его характеристики, дать им возможность осмотреть и опломбировать его, изучить документы на счетчик (п. 2 ст. 2 Закона N 102-ФЗ).
По общему правилу:
- установленный прибор учета вводится в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки,
- а начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода счетчика в эксплуатацию, исполнитель коммунальных услуг (по общему правилу - УК, ТСЖ, а доме, где собственники помещений переведены на "прямые" договоры с РСО, - эта РСО, см. абз. седьмой п. 2 Правил N 354) обязан рассчитывать размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (абз. 13 п. 81 Правил N 354). "Умные" электросчетчики, введенные в эксплуатацию после 01.01.2022, нужно подключить к интеллектуальной системе учета не позднее 2 месяцев с даты ввода ИПУ в эксплуатацию (абз. 8 п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике, п. 30 Правил N 890).
Ввод в эксплуатацию (как УК, так и гарантирующим поставщиком) осуществляется бесплатно (п. 81.9 Правил N 354, см. также постановление АС Волго-Вятского округа от 08.07.2016 N Ф01-2511/16, определение Тверского облсуда от 29.01.2015 N 33-306/2015). Правда, если ИПУ вводится повторно по вине потребителя (который сорвал пломбу или знак поверки, вмешался в прибор учета или просто не обеспечил его сохранность), то опломбирование такого ИПУ является для потребителя платным (п. 81.14 Правил N 354, см. также письмо ФАС России от 13.12.2013 N КА/50647/13, определение Пензенского облсуда от 02.05.2017 по делу N 33-1444/2017).
|
ИПУ электроэнергии (вводит гарантирующий поставщик) |
все остальные ИПУ (вводит исполнитель коммунальной услуги) |
начало процедуры ввода |
обязанность установить и ввести ИПУ электроэнергии в эксплуатацию установлена законодательством. Гарантирующий поставщик сам определяет подходящую ему дату и уведомляет потребителя и УК о времени ввода ИПУ в эксплуатацию (абз. 12 п. 81 Правил N 354). Такое уведомление может быть отправлено как УК, так и потребителю через ЛК потребителя на официальном сайте гарантирующего поставщика посредством E-mail, PUSH- или СМС-уведомлений и иными способами (абз. 12 п. 81 Правил N 354) |
на основании заявки собственника помещения (абз. 2 п. 81 Правил N 354). В этой заявке указывается: - ФИО, реквизиты паспорта; наименование (фирменное наименование) и место госрегистрации; контактный телефон; - предлагаемая дата и время ввода установленного ИПУ в эксплуатацию; - тип и заводской номер установленного ИПУ, место его установки; сведения о лице, осуществившей монтаж ИПУ; показания ИПУ на момент его установки; дата следующей поверки. К заявке прилагается копия паспорта на ИПУ и, по желанию, копии документов о его последней поверке ( абз.11 п. 81 Правил N 354). Если УК (РСО) сама выполнила монтаж ИПУ, она сразу же на месте подписывает акт ввода и вводит ИПУ в эксплуатацию (п. 81.3 Правил N 354) |
согласование даты ввода |
гарантирующий поставщик просто уведомляет потребителя и УК о времени ввода (абз. 12 п. 81 Правил N 354), правда, потребитель и УК могут попытаться перенести эту дату (абз. 3 п. 81.1 Правил N 354) |
УК (РСО) либо соглашается с предложенной в заявлении датой ввода, либо предлагают свою, в пределах трех недель от момента получения заявки потребителя (п. 81.1 Правил N 354) |
срок ввода |
Если УК и потребитель явились в указанный в уведомлении срок (или иной, но согласованный с гарантирующим поставщиком), то ИПУ вводится в эксплуатацию с этого же дня. Если УК и потребитель вовсе не явились (либо не согласовали новый срок) - ИПУ считается введенным в эксплуатацию с даты, указанной в уведомлении, и с этого дня его показания учитываются при расчете платы за коммунальную услугу (абз. 2 п. 81.2 Правил N 354) |
Если УК (РСО): - явилась в предложенный потребителем срок, - или явилась в "свой" срок (не позднее трех недель от даты получения заявки потребителя), то ИПУ воды, газа или тепла вводится в эксплуатацию с этого же дня. Если УК (РСО) не явилась в предложенные в заявке потребителя дату и время или предложила свой срок, но за пределами установленных п. 81.1 Правил N 354, то ИПУ считается допущенным к эксплуатации с даты направления в адрес УК/РСО заявки потребителя (абз. 1 п. 81.2 Правил N 453) |
кто пломбирует счетчик? |
гарантирующий поставщик (либо УК, РСО) перед подписанием акта ввода, а также при установке ИПУ или его проверке) ставит: - контрольную пломбу (обязательно), - индикаторы антимагнитных пломб (необязательно), - пломбы и устройства, которые фиксируют факт несанкционированного вмешательства в работу ИПУ (необязательно), - конструкции, защищающие ИПУ (п. 81.8, п. 81.11 Правил N 354) |
|
кто оформляет акт ввода? |
гарантирующий поставщик |
исполнитель коммунальных услуг |
сколько экземпляров акта ввода ИПУ в эксплуатацию нужно составить? |
составляется 3 экземпляра акта (для потребителя, для УК и для гарантирующего поставщика) и они подписываются всеми лицами, участвующими во вводе |
составляется 2 экземпляра акта, они подписываются потребителем и представителями УК (РСО), принимавшими участие в процедуре ввода (п. 81.7 Правил N 354) |
Каким должен быть акт ввода ИПУ?
По результатам проверки ИПУ оформляется акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются (п. 81.6 Правил N 354):
1) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
2) ФИО, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода;
3) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
4) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
5) в случае ввода счетчика в эксплуатацию - его показания на момент завершения процедуры ввода ИПУ в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые контрольные пломбы;
6) дата следующей поверки,
7) характеристики соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на день начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);
8) результат проверки;
9) информация о присоединении ИПУ электроэнергии к интеллектуальной системе учета.
Что будет, если не установить и не ввести ИПУ в эксплуатацию?
В таком случае, по общему правилу, плата за коммунальную услугу будет рассчитываться не по показаниям ИПУ (сколько потратил - столько и заплатил), а по нормативу потребления коммунальных услуг, который установлен органом власти (абз. 2 п. 42 Правил N 354). Если ИПУ не установлен, хотя техническая возможность к его установке есть, то такая плата за коммунальную услугу не просто выставляется по нормативу, но еще и умножается на штрафной коэффициент (абз. 3 п. 42, п. 60 Правил N 354).
Однако отсутствие вовремя установленного или поверенного электросчетчика влечет совсем иные последствия, при этом способ расчета платы зависит от даты, когда, во-первых, ИПУ сломался/утратился/истек срок его поверки (либо собственник перестал передавать показания), а во-вторых, от действий и просрочки ГП/ТСО (если такая просрочка есть). Подробнее - в таблице, сверху вниз в хронологическом порядке:
I | |
когда и что случилось с ИПУ: 01.04.2020 или ранее - вышел из строя или - был утрачен ранее введенный ИПУ, - или истек срок его эксплуатации, и при этом потребитель в установленный срок не установил новый ИПУ | |
- ГП/ТСО устанавливает новый ИПУ и вводит его в эксплуатацию в срок до 31.12.2023 (абз. 1 п. 80.2 Правил N354). |
В таком случае начиная с 01.07.2020 и до даты введения нового ИПУ плата определяется исходя из среднемесячного объема потребления, а при невозможности его определения - по нормативу (пп. "г" п. 59, иное мнение - см. постановление АС Поволжского округа от 10.06.2022 N Ф06-18649) |
ГП/ТСО нарушает установленный абз. 1 п. 80.2 Правил N354 (до 31.12.2023) срок для монтажа нового ИПУ и его ввода в эксплуатацию |
для потребителя стоимость комуслуги снижается: - на 7% начиная с 01.01.2025, - на 14% начиная с 01.01.2026, - на 20% начиная с 01.01.2027 за каждый месяц с месяца получения претензии* от потребителя (в том числе через УК, если МКД не находится на "прямом" договоре с ГП), до даты введения нового ИПУ. Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии стоимость комуслуги по электроснабжению снижается: - на 14% в 2025 г., - на 28% в 2026 г., - на 40% в 2027 г. (абз. 6 п. 80.2 Правил N 354). Снижение не производится, если ГП/ТСО не был допущен до места установки ИПУ (абз.11 п. 80.2 Правил N 354). * эта претензия в адрес ГП должна быть направлена не ранее 01.01.2024 (для ТСО предусмотрены свои сроки), см. абз. 6 п. 80.2 Правил N 354 |
II | |
когда и что случилось с ИПУ: в период с 02.04.2020 по 30.06.2020 - вышел из строя или - был утрачен ранее введенный ИПУ, - или истек срок его эксплуатации, и при этом потребитель в установленный срок не установил новый ИПУ | |
- ГП / ТСО устанавливает новый ИПУ и вводит его в эксплуатацию не позднее 6 месяцев с одной из трех дат, предусмотренных абзацами 2-4 п. 80.2 Правил N 354: 1. с даты истечения срока эксплуатации ИПУ (если дата есть в договоре об электроснабжении, ГП ее знает); 2. либо с даты получения обращения потребителя /УК; 3. либо с даты обнаружения негодности ИПУ самим ГП (если ИПУ проверяет УК - с даты получения ГП этих сведений) |
В таком случае начиная с 01.07.2020 и до даты введения нового ИПУ плата определяется исходя из среднемесячного объема потребления, а при невозможности его определения, - по нормативу (пп. "г" п. 59 Правил N 354) |
ГП/ТСО нарушает установленный абз. 2-4 п. 80.2 Правил N 354 срок для монтажа нового ИПУ и его ввода в эксплуатацию |
для потребителя стоимость комуслуги снижается: - на 7% начиная с 01.01.2025 г., - на 14% начиная с 01.01.2026 г., - на 20% начиная с 01.01.2027 г. за каждый месяц с месяца получения претензии* от потребителя (в том числе через УК, если МКД не находится на "прямом" договоре с ГП), до даты введения нового ИПУ. Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии стоимость комуслуги по электроснабжению снижается: - на 14% в 2025 г., - на 28% в 2026 г., - на 40% в 2027 г. (абз. 6 п. 80.2 Правил N 354). Снижение не производится, если ГП/ТСО не был допущен до места установки ИПУ (абз.11 п. 80.2 Правил N 354). * эта претензия в адрес ГП должна быть направлена не ранее истечения соответствующего срока для ГП/ТСО, см. абз.6 п.80.2 Правил N 354 |
III | |
когда и что случилось с ИПУ: 01.04.2020 или ранее истек интервал между поверками и при этом потребитель в установленный срок не обеспечил поверку своего ИПУ | |
- ГП / ТСО не поверяет, а сразу устанавливает новый ИПУ и вводит его в эксплуатацию в срок до 31.12.2021 (абз. 1 п. 80.2 Правил N 354) |
В таком случае начиная с 01.07.2020 и до даты введения нового ИПУ плата определяется исходя из среднемесячного объема потребления, а при невозможности его определения - по нормативу (пп. "г" п. 59 Правил N 354) |
- ГП / ТСО поверяет "старый" ИПУ в срок до 31.12.2021 (абз. 1 п. 80.2 Правил N 354), при этом ИПУ соответствует метрологическим требованиям |
В таком случае плата - в том числе за период с даты истечения интервала между поверками до даты текущей поверки - определяется исходя из показаний "старого" - вновь поверенного ИПУ (абз. 1 п. 80.2 Правил N 354) |
- ГП / ТСО поверяет "старый" ИПУ потребителя, при этом ИПУ не соответствует метрологическим требованиям (следовательно, он считается вышедшим из строя до 01.04.2020 - с момента окончания последнего межповерочного интервала), ГП / ТСО ставит новый ИПУ в срок до 31.12.2023 (абз. 1 п. 80.2 Правил N 354). |
В таком случае плата определяется исходя из среднемесячного объема начиная с 01.07.2020 и до даты введения нового ИПУ (пп. "г" п. 59 Правил N 354) |
ГП / ТСО нарушает установленные абз. 1 п. 80.2 Правил N 354 сроки для поверки (до 31.12.2021) и для монтажа (до 31.12.2023) нового ИПУ и его ввода в эксплуатацию |
для потребителя стоимость комуслуги снижается: - на 7% начиная с 01.01.2025 г., - на 14% начиная с 01.01.2026 г., - на 20 % начиная с 01.01.2027 г. за каждый месяц с месяца получения претензии* от потребителя (в том числе через УК, если МКД не находится на "прямом" договоре с ГП), до даты введения нового ИПУ. Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии стоимость комуслуги по электроснабжению снижается: - на 14% в 2025 г., - на 28% в 2026 г., - на 40 % в 2027 г. (абз. 6 п. 80.2 Правил N 354). Снижение не производится, если ГП/ТСО не был допущен до места установки ИПУ (абз.11 п. 80.2 Правил N 354). * эта претензия в адрес ГП должна быть направлена не ранее истечения соответствующего срока для ГП/ТСО, см. абз. 6 п. 80.2 Правил N 354 |
IV | |
когда и что случилось с ИПУ: в период с 02.04.2020 по 30.06.2020 | |
- ГП / ТСО устанавливает новый ИПУ и вводит его в эксплуатацию в срок не позднее 6 месяцев с одной из трех дат, предусмотренных абзацами 2-4 п. 80.2 Правил N 354: 1. с даты истечения срока поверки ИПУ (если дата есть в договоре об электроснабжении, ГП ее знает); 2. либо с даты получения обращения потребителя /УК об истечении интервала между поверками; 3. либо с даты, когда ГП сам обнаружил истечение межповерочного интервала (если ИПУ проверяет УК - с даты получения ГП этих сведений) |
В таком случае начиная с 01.07.2020 и до даты введения нового ИПУ плата определяется исходя из среднемесячного объема потребления, а при невозможности его определения - по нормативу (пп. "г" п. 59 Правил N 354) |
- ГП / ТСО поверяет "старый" ИПУ потребителя в срок не позднее 6 месяцев с одной из трех дат, предусмотренных абзацами 2-4 п. 80.2 Правил N 354: 1. с даты истечения срока поверки ИПУ (если дата есть в договоре об электроснабжении, ГП ее знает); 2. либо с даты получения обращения потребителя /УК об истечении интервала между поверками; 3. либо с даты, когда ГП сам обнаружил истечение межповерочного интервала (если ИПУ проверяет УК - с даты получения ГП этих сведений) ПРИ ЭТОМ ИПУ СООТВЕТСТВУЕТ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ! |
плата определяется исходя из показаний ИПУ (абз. 1 п. 80.2 Правил N 354) |
- ГП / ТСО поверяет "старый" ИПУ потребителя в срок не позднее 6 месяцев с одной из трех дат, предусмотренных абзацами 2-4 п. 80.2 Правил N 354: 1. с даты истечения срока поверки ИПУ (если дата есть в договоре об электроснабжении, ГП ее знает); 2. либо с даты получения обращения потребителя /УК об истечении интервала между поверками; 3. либо с даты, когда ГП сам обнаружил истечение межповерочного интервала (если ИПУ проверяет УК - с даты получения ГП этих сведений) При этом ИПУ не соответствует метрологическим требованиям, ГП/ТСО ставит новый ИПУ |
В таком случае до поверки плата определяется исходя из показаний ИПУ (абз. 1 п. 80.2 Правил N 354), а после поверки пересчитывается следующим способом: начиная с 01.07.2020 и до даты введения нового ИПУ плата определяется исходя из среднемесячного объема потребления, а при невозможности его определения, - по нормативу (пп. "г" п. 59 Правил N 354) |
ГП / ТСО нарушает установленные абз. 2-4 п. 80.2 Правил N 354 сроки для поверки "старого" ИПУ либо для монтажа нового ИПУ и его ввода в эксплуатацию |
для потребителя стоимость комуслуги снижается: - на 7% начиная с 01.01.2025 г., - на 14% начиная с 01.01.2026 г., - на 20% начиная с 01.01.2027 г. за каждый месяц с месяца получения претензии* от потребителя (в том числе через УК, если МКД не находится на "прямом" договоре с ГП), до даты введения нового ИПУ (поверки старого). Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии стоимость комуслуги по электроснабжению снижается: - на 14% с 01.01.2025 г., - на 28% начиная с 01.01.2026 г., - на 40% начиная с 01.01.2027 г. (абз. 6 п. 80.2 Правил N 354). Снижение не производится, если ГП/ТСО не был допущен до места установки ИПУ (абз. 11 п. 80.2 Правил N 354). * эта претензия в адрес ГП должна быть направлена не ранее истечения соответствующего срока для ГП/ТСО, см. абз. 6 п. 80.2 Правил N 354 |
V | |
когда и что случилось с ИПУ: после 01.07.2020 (с 02.07.2020 и позднее - вышел из строя или - был утрачен ранее введенный ИПУ, - или истек срок его эксплуатации | |
- ГП / ТСО устанавливает новый ИПУ и вводит его в эксплуатацию не позднее 6 месяцев с одной из трех дат, предусмотренных абзацами 2-4 п. 80.2 Правил N 354: 1. с даты истечения срока эксплуатации ИПУ (если дата есть в договоре об электроснабжении, ГП ее знает); 2. либо с даты получения обращения потребителя /УК; 3. либо с даты обнаружения негодности ИПУ самим ГП (если ИПУ проверяет УК - с даты получения ГП этих сведений). |
плата определяется исходя из среднемесячного объема начиная с даты события и до даты введения нового ИПУ (пп. "г" п. 59 Правил N 354) |
- ГП / ТСО нарушает установленные абз. 2-4 п. 80.2 Правил N 354 сроки для монтажа нового ИПУ и его ввода в эксплуатацию |
для потребителя стоимость комуслуги снижается: - на 7% начиная с 01.01.2025 г., - на 14% начиная с 01.01.2026 г., - на 20% начиная с 01.01.2027 г. за каждый месяц с месяца получения претензии* от потребителя (в том числе через УК, если МКД не находится на "прямом" договоре с ГП), до даты введения нового ИПУ. Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии стоимость комуслуги по электроснабжению снижается: - на 14% в 2025 г., - на 28% в 2026 г., - на 40% в 2027 г. (абз. 6 п. 80.2 Правил N 354). Снижение не производится, если ГП/ТСО не был допущен до места установки ИПУ (абз. 11 п. 80.2 Правил N 354). * эта претензия в адрес ГП должна быть направлена не ранее истечения соответствующего срока для ГП/ТСО, см. абз. 6 п. 80.2 Правил N 354 |
VI | |
когда и что случилось с ИПУ: после 01.07.2020 (с 02.07.2020 и позднее) | |
- ГП / ТСО устанавливает новый ИПУ и вводит его в эксплуатацию в срок не позднее 6 месяцев с одной из трех дат, предусмотренных абзацами 2-4 п. 80.2 Правил N 354: 1. с даты истечения срока поверки ИПУ (если дата есть в договоре об электроснабжении, ГП ее знает); 2. либо с даты получения обращения потребителя /УК об истечении интервала между поверками; 3. либо с даты, когда ГП сам обнаружил истечение межповерочного интервала (если ИПУ проверяет УК - с даты получения ГП этих сведений) |
плата определяется исходя из среднемесячного объема начиная с даты истечения межповерочного интервала и до даты введения нового ИПУ (пп. "г" п. 59 Правил N 354) |
- ГП / ТСО поверяет ИПУ потребителя в срок не позднее 6 месяцев с одной из трех дат, предусмотренных абзацами 2-4 п.80.2 Правил N 354: 1. с даты истечения срока поверки ИПУ (если дата есть в договоре об электроснабжении, ГП ее знает); 2. либо с даты получения обращения потребителя /УК об истечении интервала между поверками; 3. либо с даты, когда ГП сам обнаружил истечение межповерочного интервала (если ИПУ проверяет УК - с даты получения ГП этих сведений). ПРИ ЭТОМ ИПУ СООТВЕТСТВУЕТ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ! |
плата определяется исходя из показаний ИПУ (абз. 1 п. 80.2 Правил N 354) |
- ГП / ТСО поверяет "старый" ИПУ потребителя в срок не позднее 6 месяцев с одной из трех дат, предусмотренных абзацами 2-4 п. 80.2 Правил N 354: 1. с даты истечения срока поверки ИПУ (если дата есть в договоре об электроснабжении, ГП ее знает); 2. либо с даты получения обращения потребителя /УК об истечении интервала между поверками; 3. либо с даты, когда ГП сам обнаружил истечение межповерочного интервала (если ИПУ проверяет УК - с даты получения ГП этих сведений). При этом ИПУ не соответствует метрологическим требованиям, ГП/ТСО ставит новый ИПУ |
плата до поверки определяется исходя из показаний ИПУ, а затем пересчитывается исходя из среднемесячных показаний ИПУ, а если это невозможно,- норматива потребления (абз. 1 п. 80.2, абз.2 п. 80.1, пп. "г" п. 59 Правил N 354) |
- ГП / ТСО нарушает установленные абз. 2-4 п. 80.2 Правил N 354 сроки для поверки "старого" ИПУ либо для монтажа нового ИПУ и его ввода в эксплуатацию |
для потребителя стоимость комуслуги снижается: - на 7% начиная с 01.01.2025 г., - на 14% начиная с 01.01.2026 г., - на 20% начиная с 01.01.2027 г. за каждый месяц с месяца получения претензии* от потребителя (в том числе через УК, если МКД не находится на "прямом" договоре с ГП), до даты введения нового ИПУ. Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии стоимость комуслуги по электроснабжению снижается: - на 14% в 2025 г., - на 28% в 2026 г., - на 40% в 2027 г. (абз. 6 п. 80.2 Правил N 354). Снижение не производится, если ГП/ТСО не был допущен до места установки ИПУ (абз. 11 п. 80.2 Правил N 354). * эта претензия в адрес ГП должна быть направлена не ранее истечения соответствующего срока для ГП/ТСО, см. абз. 6 п. 80.2 Правил N 354 |
VII | |
когда и что случилось с ИПУ: с ИПУ ничего не случилось, но в любой период после 01.07.2020 потребитель не представляет показания прибора учета | |
ГП/ТСО устанавливает новый ИПУ и вводит его в эксплуатацию |
В таком случае начиная с расчетного периода, за который потребитель перестал представлять показания, и до даты введения нового ИПУ плата определяется исходя из среднемесячного объема потребления, а при невозможности его определения - по нормативу (пп. "г" п. 59 Правил N 354), однако по мнению Минстроя, можно и просто проверить показания ИПУ с пересчетом платы по ним (см. письмо от 18.02.2021 N 4109-ОГ/04). Отметим, что при этом п. 84 Правил N 354 требует от УК (ТСЖ, ЖСК, РСО - если МКД перешел на "прямой" договор) провести проверку показаний ИПУ и снять показания - если потребитель не передает показания в течение 6 месяцев подряд |
Тема
Потребление коммунальных услуг с применением приборов учета
См. также
Проверка состояния приборов учета и правильности снятия их показаний
Формы документов
Договор на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию
Акт выполненных работ по договору на установку (замену) приборов учета энергоресурсов
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах