Условия обработки персональных данных
(Согласие на обработку Пдн)
Смотрите в этом материале:
- согласие на обработку персданных несовершеннолетнего и лица, ограниченного в дееспособности;
По общему правилу обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъекта персональных данных (далее - Согласие) (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Согласие человека должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным (ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).
Конкретность и предметность Согласия обеспечивается тем, что цели обработки персональных данных должны быть четкими, ясно выраженными, обоснованными и понятными. Цель обработки не следует формулировать слишком обобщенно, абстрактно.
Разрешая оператору обрабатывать персональные данные субъект одобряет его действия лишь в том виде и в том объеме, в котором они изначально запланированы. Согласие не может быть всеобщим. Поэтому, если в процессе обоработки персональных данных меняются цели обработки, способы и т. п., оператор должен получить новое Согласие.
Информированность Согласия предполагает, что субъект персональных данных перед дачей Согласия должен получить минимальный набор информации о том, кто собирает персональные данные, в каких целях, о видах обработки, о праве отзыва Согласия и т. п.
Требование однозначности Согласия тесно связано с требованием об информированности и состоит в том, что волеизъявление гражданина должно быть выражено недвусмысленно, совершено посредством четкого утвердительного действия, будь то письменное или устное подтверждение, но ни в коем случае не молчание и не бездействие.
Подчеркнем, что в основу принятия субъектом персональных данных решения о предоставлении их к обработке положен гражданско-правовой принцип автономии воли (ч. 1 ст. 9 ГК РФ). Принцип автономии воли подразумевает свободное и самостоятельное принятие решения, основанного исключительно на внутреннем убеждении субъекта, определяющего характер и содержание собственных действий. Согласие субъекта персональных данных на их обработку подразумевает не только свободное принятие решения на их передачу, но и свободное выражение своей воли. Волеизъявление - важный элемент согласия на обработку персональных данных, с которым, как правило, связываются юридические последствия.
Согласие будет свободным, если у правообладателя имелся выбор, давать его или нет, и на каких условиях. Согласие не может считаться свободным, когда предоставление гражданину каких-либо услуг обусловлено обязательной дачей Согласия на обработку его персональных данных.
В одном из дел УФАС усмотрел нарушение в том, что при заключении договора через систему ДБО пользователю необходимо было проставить галочку "Настоящим я даю свое согласие Банку на осуществление обработки, в том числе автоматизированной, в соответствии с Политикой соблюдения конфиденциальности и обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Банке, размещённой на официальном сайте, в целях заключения договора, предварительной оценки Банком платежеспособности клиента, проведения маркетинговых и исследовательских мероприятий, получения от Банка различной информации, в том числе рекламной, а также в целях продвижения товаров, работ, услуг Банка путем осуществления прямых контактов по предоставленным мною контактным сведениям любым способом, в том числе с помощью средств связи и Интернет. Согласие действует до момента его письменного отзыва в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
В случае, если указанная галочка не установлена, при нажатии на кнопку "Открыть" указанный выше текст подсвечивается красным, и операция открытия вклада не исполняется.
Таким образом, Банк не предоставил гражданину возможность свободного волеизъявления и дачу согласия на получение рекламы (см. решение АС Саратовской области от 29.06.2021 по делу N А57-6346/2021).
Согласие дается субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом (ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). К примеру, Согласие исключительно в письменной форме требуется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, биометрических персональных данных, на трансграничную передачу персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Требования к содержанию такого Согласия изложены в ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ, а в отношении персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, - в приказе Роскомнадзора от 24.02.2021 N 18 (вступает в силу 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.). Если Согласие составляется в форме электронного документа, то оно должно быть подписано электронной подписью (ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).
Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи. Ее использование допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом и иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, а также во всех случаях, установленных федеральными законами, регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).
Под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и используется для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 Закона N 63-ФЗ). Виды электронных подписей установлены ст. 5 Закона N 63-ФЗ, в числе которых поименована простая электронная подпись (ПЭП).
Область применения ПЭП ограничена п. 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ, в силу которого документ, подписанный такой подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, только если это прямо предусмотрено законодательством или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Закон N 152-ФЗ допускает возможность оформления согласия на обработку персональных данных в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Соответственно оператор вправе воспользоваться таким дозволением, используя при этом ПЭП, поскольку в Законе N 152-ФЗ нет оговорок, что электронная подпись должна быть именно квалифицированная. Однако для признания такого документа равнозначным документу, составленному на бумажном носителе, полагаем, необходимо заключить с гражданином соглашение, соответствующее требованиям ст. 9 Закона N 63-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 63-ФЗ электронный документ считается подписанным ПЭП при выполнении в том числе одного из следующих условий: ПЭП содержится в самом электронном документе; ключ ПЭП применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.
Кроме того, для легализации подобного документооборота оператор должен издать соответствующий локальный акт, с которым ознакомить всех участников электронного взаимодействия (ст. 18.1 Закона N 152-ФЗ).
Полагаем, что при соблюдении требований Закона N 63-ФЗ, Закона N 152-ФЗ в части обеспечения безопасности персональных данных при их обработке препятствий для использования ПЭП при оформлении договорных отношений с гражданами, включая согласие на обработку персональных данных, не имеется. Алгоритм такого взаимодействия в данном случае оператор разрабатывает самостоятельно*(1).
При иных обстоятельствах, по смыслу приведенных норм, Согласие может быть дано в любой форме: в устной, путем аудиозаписи, включения соответствующего пункта в договор, анкету или иной документ, если при этом его содержание отвечает установленным законом требованиям к содержанию письменного согласия (см. разъяснения Роскомнадзора от 14.12.2012). Так, ФАС Северо-Западного округа указал, что отправив свои данные по алгоритму заполнения анкеты-запроса на получение ипотечного кредита, форма которой была размещена на веб-ресурсе, физические лица - потенциальные клиенты фактически выразили свое согласие на обработку своих персональных данных для определенных в анкете целей (постановление от 13.12.2010 N Ф07-13220/2010). В другом деле суд отметил, что внутренняя воля при передаче персональных данных оператору в целях обработки может выражаться не только в прямой (непосредственной) форме, но и в форме конклюдентных действий, когда субъект, намеревающийся передать свои персональные данные, совершает требующиеся от него действия без предварительного уведомления оператора о своем решении (решение Сысертского райсуда Свердловской области от 14.05.2012 по делу N 2-526/2012).
Однако оператору в любом случае необходимо обеспечить возможность подтвердить факт получения такого согласия, поскольку на него возлагается обязанность доказывать факт обработки персональных данных с согласия субъекта (ч. 3 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).
При недееспособности гражданина письменное согласие на обработку его данных дает его законный представитель (родитель, опекун) (ч. 6 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). А в случае смерти такое согласие оформляют наследники умершего, если только оно не было получено от него самого при жизни (ч. 7 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).
Согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего и лица, ограниченного в дееспособности
Законодатель не указывает с какого возраста субъект персональных данных вправе выражать согласие на обработку сведений о себе самостоятельно, оговаривая лишь обязательность представительства в отношении недееспособных лиц, не упоминая при этом несовершеннолетних и лиц, ограниченных в дееспособности. Однако недееспособными считаются граждане, которые признаны таковыми судом в том случае, если они вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими (п. 1 ст. 29 ГК РФ). Несовершеннолетние граждане таковыми не являются. В силу своего возраста они наделяются законом частичной дееспособностью, объем которой постепенно расширяется.
Полагаем, что представительство лиц, под опекой которых находятся малолетние дети, то есть до 14 лет (п. 1 ст. 28 ГК РФ), в части, касающейся обработки персональных данных таких детей, необходимо. Однако несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, на наш взгляд, могут делать соответствующее волеизъявление самостоятельно. В 14 лет гражданин получает основной документ, удостоверяющий его личность - паспорт (п. 19 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.12.2023 N 2267). Согласно п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в этом возрасте могут самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК РФ.
По достижении шестнадцати лет они вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. С 16 лет им дозволяется с согласия законных представителей заниматься предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК РФ), вступать в трудовые правоотношения (часть первая ст. 63 ТК РФ) без какого-либо разрешения ответственных за из содержание и воспитание лиц.
В силу ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше 16 лет вправе самостоятельно давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, в том числе и на оперативное вмешательство, или отказываться от него.
Исходя из приведенных норм, можно заключить, что несовершеннолетний, достигший четырнадцатилетнего возраста, может давать согласие на обработку персональных данных самостоятельно, без посредничества законного представителя, если он сам непосредственно участвует в тех или иных правоотношениях. По крайней мере, Закон N 152-ФЗ соответствующего запрета не содержит (см. также письма Роскомнадзора от 30.03.2023 N 08-26424, от 11.03.2022 N 08-15154).
Отметим, что в Регламенте (ЕС) Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2016/679 от 27.04.2016, в отличие от отечественного законодательства, данный вопрос урегулирован: в параграфе 1 ст. 8 предписано, что при предоставлении услуг информационного общества непосредственно ребенку, обработка персональных данных ребенка является законной только в случае, если ребенку исполнилось как минимум 16 лет. Если ребенок еще не достиг возраста 16 лет, такая обработка является законной, только если и поскольку согласие было дано лицом, обладающим родительской ответственностью в отношении ребенка, или было дано с его одобрения. Государствам-членам ЕС предоставлена возможность на законодательном уровне предусмотреть меньший возраст для указанных целей при условии, что такой возраст не ниже 13 лет. При этом, если профилактические мероприятия и консультационные услуги предлагаются непосредственно ребенку, то согласие лиц, обладающих родительской ответственностью, не является необходимым (параграф 38 Преамбулы).
Аналогичный подход должен иметь место и в отношении лица, ограниченного в дееспособности (ст. 30 ГК РФ). Правовой эффект ограничения дееспособности гражданина состоит в том, что он лишается возможности без помощи попечителя участвовать в имущественном обороте, за исключением совершения мелких бытовых сделок (п. 1 ст. 30 ГК РФ). Однако это не препятствует ему участвовать в иных правоотношениях, в том числе и тех, которые регулируются законодательством в области защиты персональных данных.
Обработка персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных
В отсутствие согласия субъекта персональных данных оператор может обрабатывать конфиденциальную информацию о гражданах лишь в случаях, перечисленных в п.п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. Отметим, данный перечень сформулирован исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежит.
Так, в п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ установлено два основания, освобождающего оператора от получения согласия гражданина на обработку его персональных данных:
1. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации. То есть, если имеется международный договор, то для применения этого основания не требуется наличия условия в тексте соглашения о возможности обработки персональных данных. Достаточно установления факта необходимости их обработки для достижения целей сотрудничества, определенных таким договором (см., например, Конвенцию о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.). Как правило, международные соглашения не содержат положений о взаимном предоставлении, обмене персональными данными и иными операциями с ними, но подобные действия предполагаются в целях оформления перевозочных документов, а также обеспечения безопасности полетов.
2. Если на это есть прямое указание в законодательстве РФ
Так, например,
- работодателю предоставлено право обрабатывать персональные данные работника в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества (гл. 14 ТК РФ);
- организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан хранить на территории РФ персональную информацию о пользователях в течение сроков, установленных ч. 3 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции");
- управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, согласие граждан при этом не требуется (ч. 11 ст. 161 ЖК РФ, п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354);
- налоговая служба вправе обрабатывать персональные данные налогоплательщиков без их согласия (письмо ФНС России от 05.05.2023 N КВ-3-14/6303@)
и т.д.
Однако это не означает, что при обработке персональных данных в подобных случаях не должны соблюдаться принципы, закрепленные в ст. 5 Закона N 152-ФЗ, равно как и иные положения Закона N 152-ФЗ.
Пункты 3 и 3.1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ дозволяют обработку персональных данных без согласия гражданина в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах; для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве. Данное основание является частным случаем рассмотренного ранее, поскольку деятельность судебных органов, судебных приставов-исполнителей детально регламентирована законом. Однако в отличие от предыдущего это основание допускает возможность несогласованной с субъектом обработки персональных данных участников процесса и исполнительного производства частным лицам. Например, стороны по делу в целях осуществления судопроизводства и исполнения судебных актов вправе указывать в процессуальных документах сведения о других лицах без их согласия (ответчиках, третьих лицах, свидетелях, должниках и т.д.).
Обработка персональных данных, необходимая для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг, также не требует получения согласия идентифицируемого лица (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Иными словами, истребование от граждан помимо прочих документов согласия на обработку персональных данных при оказании им государственных или муниципальных услуг будет считаться неправомерным. Данный вывод содержится, в частности, в постановлении Четырнадцатого ААС от 25.04.2013 N 14АП-2080/13, определении Московского горсуда от 30.11.2017 по делу N 33-40869/2017.
Не требуется согласие гражданина на обработку его персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Это основание применимо лишь в тех случаях, когда субъект персональных данных либо выступает стороной договора, либо является выгодоприобретателем или поручителем по договору. Под выгодоприобретателем гражданское законодательство подразумевает лицо, в пользу которого заключен договор (ст. 430 ГК РФ). Это может быть лицо, в пользу которого застраховано имущество по договору страхования (ст. 930 ГК РФ); лицо, в интересах которого осуществляется доверительное управление имуществом (ст. 1012 ГК РФ); лицо, в пользу которого открыт банковский вклад (ст. 842 ГК РФ), и др. Поручитель - это лицо, заключившее договор поручительства, по которому он обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (п. 1 ст. 361 ГК РФ).
Подчеркнем, что обработка персональных данных в подобных случаях должна строго ограничиваться целями заключения и исполнения договора. Не допускается в отсутствие согласия участника договорного правоотношения передача его персональных данных третьим лицам в рекламных или маркетинговых целях (ч. 1 ст. 15 Закона N 152-ФЗ). Хранение же и передача необходимой информации, содержащей персональные данные, в уполномоченные органы (например, налоговые, органы валютного контроля и т.п.) могут осуществляться оператором без согласия субъекта на основании п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.
Кроме того, с 1 сентября 2022 г. приведенный пункт дополнен требованием о том, что заключаемый с гражданином договор не может содержать положения, ограничивающие права и свободы субъекта персональных данных, устанавливающие случаи обработки персональных данных несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а также положения, допускающие в качестве условия заключения договора бездействие субъекта персональных данных.
Следующее основание допускает возможность обрабатывать персональные данные физического лица без его согласия, если это необходимо для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта, когда получить его согласие невозможно (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). В данной ситуации оператор должен самостоятельно определить, наличествует или нет реальная угроза жизненно важным интересам человека и имеется ли объективная невозможность применения п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ (получение согласия). Примером такой обработки может считаться передача или распространение информации о малолетних детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, потерявшихся гражданах.
Обработка персональных данных возможна без согласия субъекта, если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
По сути данное основание позволяет оператору оправдать осуществляемую им обработку персональных данных собственными законными правами и интересами или законными интересами и правами иных лиц либо публичными интересами. Но при этом он должен подтвердить, что подобная обработка не имеет отрицательных последствий для субъекта персональных данных. Заметим, что риск возможного несогласия с такой оценкой как со стороны субъекта, так и контролирующих органов несет оператор, поскольку бремя доказывания перечисленных условий возлагается на него. Примерами реализации оператором данного основания могут быть, в частности, внедрение пропускного режима в организации в целях обеспечения безопасности работников и посетителей (см. определение Московского горсуда от 18.06.2015 N 33-20949/15); передача участнику хозяйственного общества документов, содержащих персональные данные других участников (учредителей) - физических лиц (фамилию, имя, отчество и место жительства физлица, иную информацию, необходимую для обращения в суд в соответствии с требованиями процессуального законодательства, сведения о размере вознаграждения физического лица и т.д.), если эта информация необходима участнику для целей защиты своих прав и законных интересов, например оспаривания сделки, заключенной с этим лицом, либо обращения в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества, временному единоличному исполнительному органу общества, члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и к управляющему о возмещении причиненных обществу убытков (см. п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144, постановление Первого ААС от 22.06.2016 по делу N 01АП-3687/16).
Не требуется согласие физического лица, если обработка его персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации (СМИ) либо научной, литературной или иной творческой деятельности (п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Данное основание гарантирует профессиональным журналистам*(2) и СМИ*(3) реализовать предоставленное им право на свободу слова (ст. 29 Конституции РФ), право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44 Конституции РФ), но только в той мере, в которой не нарушаются права и законные интересы субъектов персональных данных. Так, в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 разъяснено, что п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона РФ "О средствах массовой информации" предусмотрен запрет на распространение в СМИ сведений о личной жизни граждан, если от них самих или от их законных представителей не было получено на то согласие, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов. Пункт 2 ч. 1 ст. 50 названого Закона допускает распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц. При этом к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.
Необходимо также проводить разграничение между сообщением о фактах, способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью. В то время как в первом случае средства массовой информации выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют (см. также постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29.10.2015 по делу N 4А-547/2015).
Отметим, что ст. 49 Закона о СМИ возлагает на журналиста обязанность проверять достоверность сообщаемой им информации и при осуществлении профессиональной деятельности уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций (часть третья). Этим требованиям корреспондирует ст. 51 Закона о СМИ, не допускающая использование прав журналиста с целью в том числе распространения слухов под видом достоверных сообщений и с целью опорочить гражданина. В связи с этим гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации (ч. 1 ст. 46 Закона о СМИ). Кроме того, гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в этом средстве массовой информации (ч. 1 ст. 43 Закона о СМИ). Такое регулирование призвано соблюсти - с учетом специфики деятельности средств массовой информации - разумный баланс между свободой слова и иными конституционно защищаемыми ценностями (см. постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2021 N 22-П).
Закон допускает обработку персональных данных без согласия субъекта в статистических или иных исследовательских целях, при условии обязательного обезличивания этих данных (п. 9 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Под обезличиванием понимается действие, в результате которого становится невозможным определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.
В силу прямого указания закона такая обработка не должна использоваться в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации (ст. 15 Закона N 152-ФЗ). Подчеркнем также, что это основание не распространяется на специальные категории персональных данных.
Приказом Роскомнадзора от 05.09.2013 N 996 утверждены требования и методы по обезличиванию персональных данных. Однако данный документ предназначен для операторов, являющихся государственными или муниципальными органами (смотрите пп. "з" п. 1 Перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 211). Какой-либо иной нормативно-правовой акт, регламентирующий процедуру обезличивания персональных данных, в настоящее время отсутствует. В проекте Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" (подготовлен Минкомсвязью России 18.09.2019) содержится положение, что требования и методы обезличивания персональных данных устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных. Но данный закон еще проходит процедуру проверки.
С 1 июля 2020 года федеральным законом от 24.04.2020 N 123-ФЗ ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ дополнена п. 9.1, в силу которого в отсутствие согласия возможна обработка личных данных физических лиц, полученных в результате обезличивания персональных данных, которая осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных данным законом.
Отметим, что Закон N 123-ФЗ создает правовую основу для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта и последующего возможного использования его результатов. Согласно его нормам с 1 июля 2020 года в Москве на пять лет установлен специальный экспериментальный режим, в рамках которого будет осуществляться нормативное правовое регулирование для создания технологий искусственного интеллекта. При этом под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений (ст. 2 Закона N 123-ФЗ).
Целями установления такого режима являются обеспечение повышения качества жизни населения; повышение эффективности государственного или муниципального управления; повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в ходе внедрения технологий искусственного интеллекта; формирование комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по результатам установления экспериментального правового режима (ч. 1 ст. 3 Закона N 123-ФЗ).
Безусловно, технологии искусственного интеллекта представляют потенциальную угрозу для неприкосновенности частной жизни, а зачастую сознательно проектируются для идентификации физических лиц. Поэтому разработчикам искусственного интеллекта важно не нарушать право граждан на защиту их персональных данных. Участники эксперимента несут ответственность за соблюдение прав субъектов персональных данных в соответствии с Законом N 152-ФЗ в течение всего срока проведения эксперимента и после прекращения их участия в эксперименте (ч. 6 ст. 4 Закона N 123-ФЗ).
И, наконец, последнее основание для обработки персональных данных без согласия субъекта касается случаев, когда эти данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Примерами требований законодательства являются положения, обязывающие граждан, претендующих на замещение должностей государственной или муниципальной службы, представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"); требования законодательства о банкротстве об опубликовании идентифицирующих сведений о должнике-гражданине (ст. 213.7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием Интернета, о своих медицинских работниках, уровне их образования, квалификации (п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") и др.
В частности, применительно к медицинским работникам, Конституционный Суд РФ указал, что, реализуя право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), лицо тем самым выражает и свое согласие с установленными законодателем условиями и требованиями, обеспечивающими повышенную открытость сведений о деятельности и компетенции представителей отдельных профессий (постановление от 25.05.2021 N 22-П).
-------------------------------------------
*(1) Заметим, что ПЭП в отношениях с гражданами достаточно активно используется различными организациями: страховыми, финансовыми и т. п. Суды признают цифровые согласия на обработку персональных данных, если, конечно, электронная цифровая подпись, сгенерированный ключ не были сфальсифицированы, или когда невозможно идентифицировать подписанта (см. определения Восьмого КСОЮ от 12.10.2021 по делу N 8Г-19850/2021, Четвертого КСОЮ от 19.08.2021 по делу N 8Г-12662/2021, Волгоградского областного суда от 17.11.2021 по делу N 33-12679/2021, Верховного Суда Республики Татарстан от 13.01.2022 по делу N 33-1393/2022, решение Советского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 17.09.2019 по делу N 2-8499/2019).
*(2) Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации").
*(3) Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации").
Тема
См. также
Особые условия обработки специальных категорий персональных данных
Особенности обработки персональных данных о судимости
Особенности обработки биометрических персональных данных
Принципы обработки персональных данных
Формы документов
Согласие субъекта на обработку персональных данных
Согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего (недееспособного)
Согласие работника на обработку персональных данных
Согласие на обработку персональных данных обучающегося
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Персональные данные" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере обработки персональных данных
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Персональные данные
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Персональные данные" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Амировой, И. Разумовой
См. информацию об авторах