Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд
Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд является одним из видов договора подряда, на основе которого выполняются подрядные строительные работы (ст. 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 702, п. 1 ст. 763 ГК РФ).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ). То есть фактически квалифицирующим признаком такого контракта является его заключение на стороне заказчика субъектами, относящимися к категории государственных или муниципальных заказчиков.
К отношениям сторон по контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд применяются специальные нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ, общие положения о договоре подряда параграфа 1 главы 37 ГК РФ (п. 2 ст. 702 ГК РФ) и, исходя из указаний п. 1 ст. 763 ГК РФ, нормы ГК РФ о видах договоров, регулирующих выполнение работ, аналогичных выполняемым по контракту (строительных работ - параграф 3 главы 37 ГК РФ, проектных и изыскательских работ - параграф 4 главы 37 ГК РФ).
Кроме того, к отношениям сторон по такому контракту применяются правила Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Правила Закона N 44-ФЗ определяют требования к содержанию контракта, порядку его заключения, основаниям изменения и расторжения и т. д. (см., например, ст.ст. 24, 34, 94, 95 этого федерального закона) и являются специальными по отношению к нормам ГК РФ (см, например, постановление Тринадцатого ААС от 23.10.2015 N 13АП-23011/15). Поэтому общие положения ГК РФ об условиях договора, определяемых, как правило, по усмотрению сторон (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ), об основаниях изменения и расторжения договора (ст. 450 ГК РФ) и т.д., а также правила главы 37 ГК РФ о договоре подряда применяются к таким контрактам в части, не противоречащей специальным нормам Закона N 44-ФЗ (см. постановления АС Дальневосточного округа от 30.06.2015 N Ф03-2318/15, Двенадцатого ААС от 25.02.2016 N 12АП-51/16, Пятого ААС от 16.06.2015 N 05АП-3759/15 и от 27.05.2015 N 05АП-3879/15).
Таким образом, отношения сторон по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд регулируются:
- общими нормами обязательственного права, содержащихся в части первой ГК РФ;
- специальными нормами главы 37 ГК РФ и положениями Закона N 44-ФЗ.
Причем нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие отношения, которые входят в сферу применения этого федерального закона (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), при заключении, исполнении, расторжении такого контракта имеют приоритетный характер.
Обратите внимание: нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ будут применяться только к договорам (контрактам), заключенным именно государственными или муниципальными заказчиками, и именно на выполнение подрядных работ.
В рамках отношений, связанных с выполнением работ для государственных или муниципальных нужд, понятие "контракт" не имеет сущностных отличий от понятия "договор". Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд представляет собой гражданско-правовой договор предметом которого является выполнение работы, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Термин "контракт" характеризует направленность выполнения работ на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а также то обстоятельство, что такой договор заключается государственным или муниципальным заказчиком (п.п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Темы
Договоры и иные сделки в организациях госсектора
См. также
Контракт по Закону N 44-ФЗ, его форма, условия, исполнение, расторжение
Государственные и корпоративные закупки
Формы документов
Конструктор правовых документов (онлайн-сервис)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах