Страховой риск и страховой случай по ОСАГО
Страховым риском по ОСАГО, то есть обстоятельством, на случай наступления которого осуществляется страхование, является возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (потерпевших) при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", далее - Закон об ОСАГО).
Реализовавшийся страховой риск именуется страховым случаем (см. п. 2 ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации", абзац одиннадцатый ст. 1 Закона об ОСАГО).
Под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках, заправочных станциях и других подобных территориях). В целях законодательства об ОСАГО не признается использованием транспортного средства эксплуатация установленного на нем оборудования, непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении (абзац третий ст. 1 Закона об ОСАГО).
К страховому случаю по ОСАГО могут быть отнесены обстоятельства, имевшие место не только в процессе движения транспортного средства в буквальном смысле слова, но и при его участии в дорожном движении в других формах, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, в том числе не связанных с процессом физического перемещения транспортного средства в пространстве. В частности, страховым случаем может быть признано причинение вреда в период остановки и стоянки транспортного средства (см. абзац второй п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Постановление N 2), а также, например, постановления ФАС Поволжского округа от 15.11.2012 N Ф06-8354/12, ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2011 N Ф07-6564/11, ФАС Уральского округа от 04.03.2008 N Ф09-1247/08-С5).
Действие ОСАГО распространяется на случаи причинения вреда как посредством самого транспортного средства, так и в результате воздействия перевозимого на нем груза, кроме случаев, когда риск ответственности за причинение вреда воздействием груза подлежит обязательному страхованию в соответствии со специальным законом о соответствующем виде обязательного страхования (см. пп. "д" п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО, а также, например, постановления ФАС Московского округа от 23.08.2011 N Ф05-7217/11, ФАС Волго-Вятского округа от 14.03.2008 по делу N А43-30770/2006-23-589).
Не является страховым риском по ОСАГО возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО. Вред, причиненный при указанных обстоятельствах, возмещается в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством (глава 59 ГК РФ).
В связи с тем, что ОСАГО осуществляется на случай возникновения гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие причинения вреда жизни здоровью или имуществу других лиц, в рамках ОСАГО не подлежит возмещению вред, причиненный владельцем транспортного средства собственному имуществу (например, в результате ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих одному владельцу).
Начиная с 1 сентября 2014 года, в связи с изменениями, внесенными в Закон об ОСАГО Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ, страхование гражданской ответственности владельцев прицепов (за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям) осуществляется не на основании отдельного договора ОСАГО, как это имело место ранее, а путем заключения единого договора, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом (п. 7 ст. 4 Закона об ОСАГО в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года). Однако коэффициент страхового тарифа, учитывающий такое условие договора ОСАГО, был установлен указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, вступившим в силу лишь 11 октября 2014 года (см. п. 2 названного нормативного акта). По договорам ОСАГО, заключенным начиная с этой даты, вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем предельная страховая выплата не может превышать страховую сумму по одному договору страхования (в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица). Отсутствие в полисе ОСАГО отметки об эксплуатации транспортного средства с прицепом не может служить основанием для отказа в страховой выплате. Однако в таком случае страховщик приобретает право регресса к страхователю - причинителю вреда (см. п. 49 Постановления N 2)*(1).
Применительно к ранее заключенным договорам ОСАГО сохраняет актуальность позиция ВС РФ, состоящая в том, что вред, причиненный при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда, а не в результате самостоятельного, независимого от тягача, движения прицепа, считается причинённым посредством обоих этих транспортных средств. Соответственно в отношении каждого из них имеет место страховой случай и страховые выплаты должны быть произведены обоими страховщиками или одним страховщиком, если он застраховал ответственность владельца тягача и прицепа. При этом размер страховой выплаты определяется в долях, с учётом конкретных обстоятельств дела (см. Обзор судебной практики ВС РФ за первый квартал 2012 года, утвержденный Президиумом ВС РФ 20.06.2012 (Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, вопрос 3).
______________________________
*(1) В тексте названного постановления, видимо, допущена неточность относительно даты вступления в силу новых страховых тарифов по ОСАГО
Темы
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
См. также
Договор страхования риска ответственности за причинение вреда
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах