Условия договора, ущемляющие права потребителя туристских услуг
Пунктами 1 и 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Статьей 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) предусмотрено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются ничтожными.
Договор о реализации туристского продукта должен соответствовать законодательству, в том числе в сфере защиты прав потребителей (часть первая ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", далее - Закон о туристской деятельности). Следовательно, включение в такой договор условий, ущемляющих права потребителя (туриста), не допускается.
На исполнителя, включившего в договор о реализации туристского продукта подобные условия, может быть наложен штраф на основании ч. 2 и 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Кроме того, условия договора о реализации туристского продукта не должны противоречить типовым формам договоров о реализации туристского продукта, утвержденным в установленном порядке. Условия такого договора, не соответствующие этому требованию, являются ничтожными (п. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ, часть первая ст. 10 Закона о туристской деятельности).
С 1 января 2021 г. применяются типовые формы договора о реализации туристского продукта, утв. приказом Ростуризма от 27.11.2020 N 448-Пр-20 (далее - Приказ N 448-Пр-20). Типовые формы являются обязательными к применению (письмо Минкультуры России от 17.05.2017 N 459-13-12).
Приведем примеры условий, ущемляющих права потребителя, которые на практике зачастую включают в договоры о реализации туристского продукта.
Условия договора, ущемляющие права туриста |
Какой норме противоречит |
Условия, ограничивающие право туриста на отказ от договора (условия об уплате в случае отказа от договора неустойки, удержании туроператором (турагентом) уже уплаченных сумм, возмещении заказчиком туроператору (турагенту) не фактически понесенных расходов, а фиксированного процента от стоимости тура и т.п.) |
Турист (иной заказчик) вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (п. 1 ст. 782 ГК РФ, подп. 3 п. 2 ст. 16 и ст. 32 Закона о защите прав потребителей, п. 5.3 приложения N 1, п. 5.3 приложения N 2 к Приказу N 448-Пр-20).
См. например, постановление Девятого ААС от 22.01.2020 N 09АП-72355/19 |
Условия, устанавливающие сокращенный срок для предъявления претензий к качеству оказанных услуг |
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения (часть восьмая ст. 10 Закона о туристской деятельности, п. 6.2 приложения N 1 к Приказу N 448-Пр-20). Для предъявления претензий турагенту законом срок не установлен, но аналогичный вышеприведенному срок предусмотрен типовой формой договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком (п. 6.2 приложения N 2 к Приказу N 448-Пр-20).
См. например, постановление Тринадцатого ААС от 19.02.2015 N 13АП-27309/14 |
Условия, ставящие право на предъявление претензий в зависимость от каких-либо условий (например, возможность предъявления претензии ставится в зависимость от наличия протокола, подписанного администрацией отеля либо представителем турфирмы в стране пребывания) |
Закон предусматривает безусловное право туриста на предъявление претензий (ст. 10 Закона о туристской деятельности).
См. например, постановление Девятнадцатого ААС от 21.05.2019 N 19АП-2311/19 |
Условия, устанавливающие, что исполнитель не несет ответственности за неточности, допущенные в гостиничных и других рекламных проспектах, так как они изготовлены и используются в работе как вспомогательные материалы |
Исполнитель обязан предоставить достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора и несет ответственность за неисполнение этой обязанности (ст. 10, 12 Закона о защите прав потребителей). Кроме того, информация о потребительских свойствах туристского продукта является существенным условием договора о реализации туристского продукта (ст. 10 Закона о туристской деятельности, пп. "а" п. 3.1 приложения N 1, пп. "а" п. 3.1 приложения N 2 к Приказу N 448-Пр-20).
См. например, решение АС Омской области от 18.03.2015 по делу N А46-17264/2014 |
Условия, которые дают исполнителю право изменить договор в одностороннем порядке без согласования с туристом (например, произвести замену указанной в путевке гостиницы) |
Одностороннее изменение условий договора, одной из сторон которого является гражданин, использующий услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, допускается только в случаях, установленных законом (ст. 310 ГК РФ, подп. 1 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54).
См., например, определение Мосгорсуда от 12.05.2021 по делу N 33-17982/2021 |
Условия, устанавливающие, что документы, необходимые для поездки (билет, ваучер и др.) могут быть переданы позднее чем за 24 часа до поездки |
Исполнитель обязан передать указанные документы не позднее 24 часов до начала путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки по общему правилу возможно лишь при наличии согласия потребителя (п. 18 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1852, пп. "д" п. 3.1 приложения N 1, "з" п. 3.1 приложения N 2 к Приказу N 448-Пр-20).
См. например, постановление Первого ААС от 21.10.2019 N 01АП-8053/19 |
Условия, позволяющие турфирме расторгнуть договор в случаях, не предусмотренных законом |
Перечень приведенных в частях шестой и седьмой ст. 10 Закона о туристской деятельности обстоятельств, позволяющих каждой из сторон требовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта, является закрытым (подп. 8 п. 2 ст. 16 Закона о туристской деятельности).
См. например, постановление АС Уральского округа от 19.05.2020 N Ф09-914/20 |
Условия, ограничивающие право туриста на выбор территориальной подсудности спора (например, о том, что турист может предъявить иск только в определенный суд, чаще всего в суд по месту нахождения турфирмы) |
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в один из следующих судов: - по месту нахождения организации-ответчика; - по месту жительства или пребывания истца; - по месту заключения или исполнения договора (подп. 2 п. 2 ст. 16 и п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, п. 26 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17).
См. например, постановление Семнадцатого ААС от 04.06.2015 N 17АП-5230/15 |
Условия, возлагающие на туриста дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (например, о необходимости уточнить время и место вылета, сроки проведения поездки, расписание авиарейсов, место и время сбора группы, прочие существенные даты и сроки) |
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, в том числе об основных потребительских свойствах услуг и условиях их приобретения (п. 1, 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Обязанность туриста, который приобрел туристский продукт, заблаговременно уточнять информацию об условиях поездки, законом не предусмотрена (ст. 7 Закона о туристской деятельности).
См., например, постановление Девятнадцатого ААС от 21.05.2019 N 19АП-2311/19 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах