Субъекты малого и среднего предпринимательства
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 3 данного закона субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Условия отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам малого и среднего предпринимательства и к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства:
1. Хозяйствующий субъект |
2. Категория субъекта (определяется по наибольшему показателю столбцов 3, 4) |
3. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год |
4. Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год*(1) |
А. Юридические лица*(2): - хозяйственные общества (АО, ООО), - хозяйственные партнерства, - производственные кооперативы, - потребительские кооперативы; - крестьянские (фермерские) хозяйства
Б. Индивидуальные предприниматели |
Средние предприятия |
от 101 до 250 чел. включительно*(3) |
2 млрд. руб. |
Малые предприятия |
до 100 чел. включительно |
800 млн. руб. |
|
Микропредприятия |
до 15 чел. |
120 млн. руб. |
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляет ФНС России (ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, письма ФНС России от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@, Минэкономразвития России от 16.06.2017 N Д05и-582).
Все субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на:
1. Упрощенный порядок статистического контроля, который проводится в форме выборочных статистических наблюдений, проводимых 1 раз в месяц или квартал (для микропредприятий - 1 раз в год), а также в виде сплошных статистических наблюдений, проводимых раз в 5 лет (ст. 5 Закона N 209-ФЗ). По итогам 2015 года сплошное наблюдение проводилось в 2016 году (см. приказ Росстата от 05.06.2015 N 259), следующее наблюдение должно проводиться в 2021 году по итогам 2020 года.
В годы, когда не проводятся сплошные наблюдения, допустимы лишь выборочные. Правила их проведения определены в постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 79. Лиц, подлежащих последним, ежегодно определяет Росстат. О проведении выборочного статистического наблюдения Росстат извещает указанных субъектов с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт соответствующего уведомления (п. 2 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 79).
2. Особый порядок приватизации арендуемого государственного и муниципального недвижимого имущества: Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусматривает преимущественное право арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение имущества при наличии определенных этим законом условий. Оплата приобретаемого имущества может быть произведена в рассрочку.
3. Финансовую поддержку со стороны бюджетов различных уровней (ст. 17 Закона N 209-ФЗ).
4. Преимущества при участии в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юрлиц (госкомпаниями, субъектами естественных монополий, госкорпорациями, организациями электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых коммунальных отходов и др.) на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352).
5. Замену административного штрафа предупреждением. Это возможно при следующих условиях: правонарушение выявлено в ходе проверки; совершено впервые и при этом отсутствует вред (угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественный ущерб. Однако при некоторых нарушениях такая замена невозможна (ч. 3 ст. 1.4, ч. 3 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Дополнительно для субъектов малого предпринимательства предусмотрено:
1. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
Все субъекты малого предпринимательства, за исключением указанных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности", информация Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).
2. Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства предоставляются преимущества: заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, а начальная (максимальная) цена контракта при такой закупке не должна превышать 20 млн. руб. (ст. 30 Закона N 44-ФЗ). В случае проведения закупки путем конкурсов и аукционов размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 15 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Если закупка осуществляется исключительно у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ), эти субъекты обязаны среди прочих документов для участия в закупке предоставить декларацию о принадлежности к числу таких субъектов (ч. 2 ст. 51, ч. 5 ст. 66, ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ), а заключаемый с ними контракт должен содержать обязательное условие об осуществлении заказчиком оплаты не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
3. Также исключительно для субъектов малого предпринимательства установлен сокращенный срок проведения различных плановых выездных проверок, который не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год; в исключительных случаях эти сроки могут быть продлены (п.п. 2, 3 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). В 2016 - 2018 г.г. в отношении большинства субъектов малого бизнеса установлен временный запрет на проведение плановых проверок (ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
4. В соответствии с абзацем десятым п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе (п. 2 ст. 7 Закона N 209-ФЗ).
Дополнительно для микропредприятий предусмотрено:
Микропредприятия могут отказаться от принятия некоторых "трудовых" локальных нормативных актов (глава 48.1 Трудового кодекса РФ). При этом они обязаны включать условия, которые в соответствии с ТК РФ регулируются локальными нормативными актами, в трудовые договоры. Заключаются такие договоры на основе типовой формы, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858.
______________________________
*(1) Доход определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам. Предельные значения устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Действующие значения определены постановлением от 04.04.2016 N 265.
*(2) Пунктом 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлены условия, для отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств к субъектам малого и среднего предпринимательства. Должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
а) для ООО суммарная доля участия в уставном капитале следующих лиц не должна превышать
25%:
- Российской Федерации,
- субъектов Российской Федерации,
- муниципальных образований,
- общественных и религиозных организаций (объединений),
- благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов),
49%:
иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах "в" - "д".
Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не учитывается при внесении сведений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году (ч. 5 ст. 10 Закона N 408-ФЗ);
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 156;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 25.07.2015 N 1459-р).
*(3) Для организаций легкой промышленности, включенных в специальный перечень, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год - 1000 человек (п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 22.11.2017 N 1412).
См. также
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета
Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность
Представление статистической отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства
Упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями
Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства
Замена административного штрафа предупреждением субъектам малого и среднего предпринимательства
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах