Договоры и иные сделки в организациях госсектора
Государственные и муниципальные учреждения, которые согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ могут быть автономными, бюджетными или казенными (далее - учреждения), являются участниками гражданского оборота наряду с другими юридическими лицами и в качестве таковых могут приобретать гражданские права и осуществлять обязанности, в том числе на основе договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Однако, будучи некоммерческими организациями, учреждения, в отличие от коммерческих организаций, обладают не общей, а специальной правоспособностью: они могут осуществлять не любую деятельность, а только соответствующую предмету и целям деятельности, которые определены в учредительном документе (п. 1 ст. 49, п. 4 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ)).
Гражданское законодательство не содержит прямого указания на организационно-правовую форму органов государственной власти и органов местного самоуправления. Напомним, что органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями (ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Гражданско-правовой статус же государственных органов устанавливается нормативным правовым актом о статусе конкретного органа. Орган власти регистрируется в качестве юридического лица, если это предусмотрено нормативным правовым актом о данном органе. Положения ст. 161 БК РФ, регулирующие особенности правового положения казенных учреждений в бюджетных правоотношениях, распространяются и на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ). В силу этого указанные органы должны руководствоваться правовыми актами, устанавливающими особенности правового положения казенных учреждений. Так, например, согласно письму Минэкономразвития России от 21.06.2011 N 12702-АЛ-Д08 действие Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, распространяется на федеральные органы исполнительной власти и их территориальные управления.
Деятельность учреждения полностью (для казенных учреждений) или частично (для бюджетных и автономных учреждений) финансируется за счет средств бюджета (ст. 69.1, п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Это предопределяет особенности совершения сделок учреждениями, предусматривающие наличие определенных требований и ограничений.
Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Заключать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, которые исполняются за счет бюджетных средств, казенное учреждение вправе только в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении этих требований суд может признать контракты (договоры), заключенные казенным учреждением, недействительными (п.п. 5, 10 ст. 161 БК РФ).
Для бюджетных и автономных учреждений закон устанавливает ограничения на совершение крупных сделок - сделок, цена которых либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества по которым превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Бюджетное учреждение совершает такие сделки с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, а автономное учреждение - с предварительного одобрения своего наблюдательного совета (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ст.ст. 14, 15 Закона N 174-ФЗ).
Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 14 ст. 9.2. Закона N 7-ФЗ).
Сделки, в том числе договоры, которые совершают в рамках гражданско-правовых отношений государственные и муниципальные учреждения, могут быть разделены на следующие категории:
1. Продажа (отчуждение) государственного или муниципального имущества. По общему правилу такое отчуждение именуется приватизацией и регулируется соответствующим законодательством (ст. 217 ГК РФ), исключения для государственных и муниципальных учреждений установлены указанным законодательством;
2. Передача государственного или муниципального имущества во временное владение и (или) пользование (аренда, безвозмездное пользование). Такие договоры, в том числе с имуществом, закрепленным за учреждениями на праве оперативного управления, должны осуществляться с учетом требований ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
3. Возмездное приобретение товаров, работ, услуг, аренда имущества для государственных или муниципальных нужд (закупки). По общему правилу казенные и бюджетные учреждения должны заключать такие договоры в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исключения предусмотрены самим этим Законом. За счет внебюджетных средств бюджетные учреждения, а равно и автономные учреждения - во всех случаях должны заключать такие договоры в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
4. Безвозмездное приобретение товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Приобретение вещи или права лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры квалифицируется как подвид договора дарения - пожертвование (ст. 582 ГК РФ);
5. Получение и выдача кредитов (займов) госучреждениями;
6. Государственные (муниципальные) гарантии, порядок предоставления которых урегулирован ст.ст. 115 - 117 БК РФ.
Отдельно следует рассматривать заключение государственными и муниципальными учреждениями договоров мены, в ходе которых происходит одновременно отчуждение государственного или муниципального имущества и приобретение иного имущества.
Подробнее регулирование сделок различных категорий, порядок их осуществления и учет операций в их рамках рассмотрены в отдельных материалах.
Конструктор правовых документов
Тема
Госсектор: учет, отчетность, финконтроль
См. также
Гражданско-правовые договоры в организациях государственного сектора. Общие положения
Продажа государственного и муниципального имущества, приватизация
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд
Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд
Получение и выдача кредитов (займов) (для госсектора)
Безвозмездное получение госучреждением работ (услуг)
Государственные (муниципальные) гарантии
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах