Качество энергии
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (п. 1 ст. 542 ГК РФ).
Это общее требование раскрывается в ряде нормативных правовых актов, регулирующих отношения по снабжению потребителей (покупателей) электрической и тепловой энергией.
Так, на субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электроэнергией потребителей (гарантирующих поставщиков, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, иных лиц, участвующих в отношениях, связанных со снабжением электроэнергией) возлагается обязанность в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивать на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электроэнергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электроэнергии устанавливаются в соответствии с законодательством РФ (п. 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, далее - Основные положения). Требования к качеству поставляемой электроэнергии, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ, являются существенным условием договора энергоснабжения, а также договора купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности) (п.п. 40, 41 Основных положений).
Требования к качеству электроэнергии установлены Межгосударственным стандартом ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (введен в действие приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст)*(1). Показатели и нормы качества электроэнергии приведены в разделе 4 ГОСТа 32144-2013.
Под качеством теплоснабжения понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами РФ и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя (пара или воды, которые используются для передачи тепловой энергии). Параметры качества теплоснабжения должны быть предусмотрены договором теплоснабжения (п.п. 2, 4.1 ст. 2, п. 2 ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Качество тепловой энергии представляет собой совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением. Отклонение фактических показателей теплоснабжения от договорных величин, в соответствии с которым оценивается качество теплоснабжения, устанавливается по показаниям приборов учета, входящих в состав узла учета, установленного у потребителя, или переносных средств измерений. Применяемые средства измерений должны быть поверены. Если такие измерения не произведены, претензии потребителя по качеству тепловой энергии, теплоносителя отклоняются (п.п. 3, 93 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034).
Поскольку энергия используется для потребления в том числе владельцами помещений в многоквартирных и иных жилых домах, требования к ее качеству тесно связаны с установленными законодательством требованиями к качеству коммунальных услуг. Такие требования установлены приложением N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Например, п. 10 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг требует обеспечивать постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства РФ о техническом регулировании. Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от этих требований не допускается. Пункт 15 раздела VI того же приложения, устанавливающего требования к качеству отопления, требует обеспечивать в жилых помещениях нормативную температуру воздуха не ниже +18°С, а в угловых комнатах - не ниже +20°С. Для районов с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°С и ниже нормативная температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже +20°С, в угловых комнатах - не ниже +22°С. Отклонения допускаются: в сторону повышения температуры - не более, чем на 4°C, в сторону снижения - не более 3°C, причем только для ночного времени суток (от 0.00 до 5.00 часов). В остальное время суток (от 5.00 до 0.00 часов) снижение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
Как установлено п. 2 ст. 542 ГК РФ, в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (п. 2 ст. 1105 ГК РФ).
Данное положение конкретизируется в нормативных правовых актах, регулирующих отношения по снабжению электрической и тепловой энергией, в частности, в Правилах предоставления коммунальных услуг. Так, если потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме предоставляется коммунальная услуга ненадлежащего качества, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период уменьшается вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Для этого потребитель в письменной или устной форме должен уведомить о некачественной коммунальной услуге аварийно-диспетчерскую службу исполнителя услуги или иную службу, указанную исполнителем. Аварийно-диспетчерская служба в обязательном порядке регистрирует такое уведомление. При необходимости исполнителем проводится проверка факта нарушения качества коммунальной услуги, по итогам которой составляется акт проверки. В акте указывается на наличие или отсутствие факта оказания коммунальной услуги с ненадлежащим качеством. При возникновении спора между потребителем и исполнителем любая из сторон может инициировать проведение экспертизы качества предоставления коммунальной услуги (п.п. 98, 109, 110 Правил предоставления коммунальных услуг). Наличие акта проверки или результатов экспертизы качества коммунальной услуги имеет значение в случае, если спор между потребителем и исполнителем по вопросу о ненадлежащем качестве коммунальной услуги и уменьшении размера платы за нее будет решаться в ходе судебного разбирательства (см., например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 N 15АП-15761/13).
Если вследствие нарушения энергоснабжающей организацией требований к качеству энергии потребителю причинены убытки (например, вследствие перепада напряжения в электрических сетях вышло из строя электрооборудование), потребитель может потребовать возмещения убытков по общим правилам, предусмотренным гражданским законодательством, в соответствии с которыми должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, включая реальный ущерб, то есть расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (ст.ст. 15, 393 ГК РФ, постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.11.2010 N Ф03-8112/2010).
______________________________
*(1) До 01.07.2014 применялся Межгосударственный стандарт ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения". Вместе с тем до 01.07.2014 организация, обеспечивающая поставки электроэнергии, вправе была вместо ГОСТ 13109-97 применять Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54149-2010 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", утв. приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 904-ст, введен в действие с 01.01.2013).
Темы
Существенные условия договора энергоснабжения. Предмет договора энергоснабжения
Существенные условия договора теплоснабжения. Предмет договора теплоснабжения
См. также
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Исковое заявление о взыскании убытков, причиненных предоставлением некачественного энергоснабжения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах