Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан
По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Иное может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ)*(1).
Если жилое помещение оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу, в том числе за электроснабжение, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (календарный месяц) как произведение объема (количества) потребленного за расчетный период коммунального ресурса и утвержденного тарифа на этот ресурс (п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила) и приложение N 2 к названным Правилам).
Если прибор учета электроэнергии отсутствует, размер платы за электроэнергию определяется следующим образом: норматив потребления электроэнергии (в киловатт-часах) умножается на количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, полученная цифра умножается на тариф на электроэнергию, установленный для населения (пп. "а" п. 4 приложения N 2 к Правилам). При этом в случае наличия технической возможности установки прибора учета электроэнергии размер платы за этот коммунальный ресурс рассчитывается по аналогичной формуле с применением повышающего коэффициента, величина которого с 01.01.2017 принимается равной 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета электроэнергии, подтверждающий отсутствие технической возможности его установки, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт (абзац третий п. 42 Правил в редакции постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 (далее - Постановление N 603), пп. "а.1" п. 4 приложения N 2 к Правилам, см. также п.п. 3, 7 приложения к письму Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами власти субъектов РФ как минимум на 3 года и по общему правилу пересмотру в течение срока их действия не подлежат (п. 3, пп. "д" п. 7, п. 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306).
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме зависит от наличия общедомового (коллективного), общих (квартирных) и (или) индивидуальных приборов учета (п. 42.1 Правил).
Если приборами учета оборудован как дом, так и все находящиеся в нем жилые и нежилые помещения, то плата за отопление рассчитывается исходя из произведения объема потребленной тепловой энергии по показаниям приборов учета и тарифа на отопление. При этом в объеме тепловой энергии учитывается энергия, использованная на общедомовые нужды в многоквартирном доме, объем которой для собственника помещения определяется исходя из показаний общедомового прибора учета и доли площади помещения в общей площади всех помещений в доме.
Если общедомовой прибор учета установлен, но не все квартиры оборудованы собственными приборами учета, объем тепловой энергии, который должен быть оплачен гражданами, распределяется пропорционально общей площади между жилыми и нежилыми помещениями без учета мест общего пользования. Иначе говоря, размер платы за отопление для гражданина определяется следующим образом: рассчитывается соотношение доли площади его квартиры в общей площади помещений (жилых и нежилых помещений в доме), на полученный таким образом коэффициент площади умножается общий объем потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета, полученный результат умножается на тариф на тепловую энергию, установленный для граждан.
Если же в многоквартирном доме отсутствуют как общедомовой, так и общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета, платеж начисляется по нормативу потребления исходя из общей площади квартиры и тарифа на отопление. Количество граждан, проживающих в квартире, при этом значения не имеет.
Ранее при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывался исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента. В 2016 году этот коэффициент был установлен в размере 1,4, а с 01.01.2017 - в размере 1,5 (п. 2.2 приложения N 2 к Правилам в прежней редакции). Однако в настоящее время повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению в этом случае не применяется. Такое изменение в Правила было внесено постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232, причем оно подлежит применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года.
Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (п. 42.1 Правил). При оплате тепловой энергии равномерно в течение календарного года, размер платы за коммунальную услугу по отоплению корректируется один раз в год по формуле, приведенной в п. 3.4 Приложения N 2 к Правилам.
По общему правилу исполнитель коммунальных услуг предоставляет потребителю платежные документы (квитанции) на оплату коммунальных услуг не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (месяцем, за который вносятся коммунальные платежи), а потребитель обязан оплатить коммунальные услуги не позднее 10-го числа того же месяца. Иные сроки могут быть предусмотрены договором управления многоквартирным домом или решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (если коммунальные услуги предоставляются соответственно ТСЖ или кооперативом). В пределах упомянутого срока оплаты потребитель вправе оплачивать коммунальные услуги частями. Кроме того, он имеет право внести коммунальные платежи за один или несколько будущих месяцев. Потребитель свободен и в выборе способа оплаты коммунальных услуг: он может вносить платежи как в наличной форме, так и переводом через банковский счет либо переводом денег без открытия счета в банке, а также почтовым переводом, через Интернет и в других формах, предусмотренных законодательством. При этом он обязан сохранять документы об оплате в течение как минимум трех лет (ч.ч. 1, 2 ст. 155 ЖК РФ, п.п. 65 - 67 Правил).
С 01.07.2017 информация о расчетах за потребляемые коммунальные услуги (размер платы и образовавшейся задолженности), оказываемые в большинстве регионов России, будет размещаться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система). Для городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) обязанность размещать такую информацию наступает с 01.07.2019. В том числе в системе размещаются платежные документы в электронном виде. Такие платежные документы могут направляться потребителям по адресу электронной почты. Платежные документы и информация о расчетах за коммунальные услуги будут размещаться также не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Размещать такие документы и информацию обязаны будут лица, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами, а также исполнители коммунальных услуг. Размещение в системе информации о размере платы за коммунальные услуги, задолженности по оплате коммунальных услуг будет достаточным основанием для оплаты потребителем соответствующих услуг в установленный для этого срок (ч.ч. 2, 2.1, 2.2 ст. 155 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ, пп. 33 п. 1 ст. 6, ч.ч. 18, 19 ст. 7, ч.ч. 4, 4.1, 5 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ, приказ Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр, письмо Минстроя России от 13.01.2017 N 570-АЧ/04).
Размер неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора о предоставлении коммунальных услуг (например, за нарушение срока внесения коммунальных платежей), указывается исполнителем в платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги (п. 70 Правил).
Если в каком-либо месяце размер платы за коммунальную услугу у потребителя более чем на 25% превысит размер платы за соответствующую коммунальную услугу в том же месяце прошлого года, потребитель имеет право оплатить эту коммунальную услугу в рассрочку в течение 12 месяцев (равными долями). За рассрочку исполнитель вправе взимать проценты на сумму такой платы. Размер процентов устанавливается исполнителем, но не может превысить ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на 3% (проценты не начисляются, если исполнителю взамен предоставляется компенсация за счет бюджетных средств). Потребитель вправе отказаться от рассрочки и внести плату единовременно или сократить период использования рассрочки (п.п. 72, 73 Правил).
Если при проверке показаний прибора учета энергии выявится отклонение объема потребленной энергии от того объема, который был учтен при расчетах в предыдущем месяце, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу. При этом, если у потребителя образовалась переплата, она засчитывается при оплате за энергию в последующем месяце (или следующих за ним месяцах, если излишек превышает сумму оплаты в текущем месяце), а в случае, если у потребителя по итогам перерасчета образовалась задолженность, он оплачивает ее в составе платы за энергию за тот месяц, в котором проводилась проверка показаний, если не докажет, что он фактически потребил коммунальную услугу в другом расчетном периоде (п. 61 Правил).
При подключении внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам без соблюдения установленного порядка, а также при несанкционированном вмешательстве потребителя в работу приборов учета, находящихся в его жилом или нежилом помещении, объем потребленной энергии определяется расчетным способом, при котором мощность оборудования потребителя (в первом случае - несанкционированно подключенного, во втором случае - всего имеющегося оборудования, потребляющего электрическую или тепловую энергию) умножается на количество часов круглосуточной работы такого оборудования за весь период начиная с даты несанкционированного подключения (вмешательства), указанной в соответствующем акте до даты отключения оборудования (устранения вмешательства в работу прибора учета) (п. 62 Правил).
Если потребитель отсутствует в жилом помещении
До 01.01.2017 Правила предусматривали возможность перерасчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению в случае отсутствия потребителя в жилом помещении в течение более 5 полных календарных дней подряд, если такое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии (то есть, в ситуации, когда объем потребленной электроэнергии рассчитывается по установленному нормативу). С названной даты такая возможность сохраняется лишь в случаях, когда установить прибор учета электроэнергии в помещении технически невозможно, что должно быть подтверждено актом обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. Причем это не касается электроснабжения на цели отопления жилых (нежилых) помещений, перерасчет платы за которое не производится в любом случае.
Если жилое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии и техническая невозможность его установки не подтверждена либо такой прибор неисправен (а потребитель не принял мер к устранению неисправности прибора), пересчитать плату за электроснабжение, рассчитываемую по нормативу, можно лишь в ситуации, когда все лица, проживающие в жилом помещении, отсутствуют в результате действия непреодолимой силы, что должно быть подтверждено документально (см. п.п. 86, 92 Правил в редакции постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).
Перерасчет размера платы за отопление не производится независимо от наличия в помещении прибора учета.
_____________________________
*(1) Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета (см. абзац шестой п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах