Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан
По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Иное может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ)*(1).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, в том числе электроснабжение и отопление, по общему правилу рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, который определяется по показаниям приборов учета (теплосчетчиков и счетчиков электроэнергии). При отсутствии приборов учета размер платы определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.
Если жилое помещение оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (календарный месяц) как произведение количества потребленной электроэнергии и утвержденного тарифа на этот ресурс (п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила) и формула 1 приложения N 2 к названным Правилам).
Если прибор учета электроэнергии отсутствует, размер платы за электроэнергию определяется следующим образом: норматив потребления электроэнергии (в киловатт-часах) умножается на количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, полученная цифра умножается на тариф на электроэнергию, установленный для населения (пп. "а" п. 4 приложения N 2 к Правилам). При этом в случае наличия технической возможности установки прибора учета электроэнергии размер платы за этот коммунальный ресурс рассчитывается с применением повышающего коэффициента, величина которого с 01.01.2017 принимается равной 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета электроэнергии, подтверждающий отсутствие технической возможности его установки, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт (абзацы второй и третий п. 42 Правил), формулы 4 и 4.1 приложения N 2 к Правилам, пп. "а.1" п. 4 того же приложения).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами власти субъектов РФ как минимум на 3 года и по общему правилу пересмотру в течение срока их действия не подлежат (п. 3, пп. "д" п. 7, п. 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306).
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, зависит от наличия общедомового (коллективного), общих (квартирных) и (или) индивидуальных приборов учета, от системы отопления (централизованная или нецентрализованная), от наличия общедомового оборудования, которое используется для подогрева воды, а также от наличия в помещениях дома отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, и производится в соответствии с положениями п. 42.1 Правил и формулами, к которым эти положения отсылают (см. также абзац второй п. 40 Правил).
Если в многоквартирном доме (далее также - МКД) нет централизованного теплоснабжения и исполнитель (например, управляющая организация) самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (автономная система отопления), то плата за отопление для собственника помещения рассчитывается исходя из объема коммунального ресурса, который был использован при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению (газа, электроэнергии и т.д.) и тарифа на этот ресурс. При этом объем такого коммунального ресурса определяется либо по показаниям приборов учета, либо (при их отсутствии) исходя из объема (количества) тепловой энергии, для производства которой израсходован этот коммунальный ресурс, и по общему правилу распределяется между жилыми и нежилыми помещениями в МКД пропорционально их площади (абзац третий п. 40, абзацы первый - четвертый п. 54 Правил, формула 18 приложения N 2 к Правилам). Исключение из этого правила составляет случай, когда автономная система отопления в МКД оснащена прибором учета тепловой энергии, и в помещениях дома (хотя бы не во всех) также имеются теплосчетчики (абзац девятый п. 54 Правил).
Опишем варианты расчета платы за отопление в многоквартирном доме (МКД) в зависимости от оснащенности дома и помещений в нем приборами учета тепловой энергии.
1. Многоквартирный дом (МКД) не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии
Размер платы за отопление определяется исходя из соотношения площади помещения и общей площади помещений в МКД (за отдельными исключениями), норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и тарифа на тепловую энергию. Если отопление оплачивается равномерно в течение календарного года, плата корректируется на коэффициент периодичности, который рассчитывается как отношение количества месяцев отопительного периода к количеству месяцев в календарном году (абзац второй п. 42.1 Правил, формулы 2, 2.1, 2.3, 2.4 приложения N 2 к Правилам).
2. Многоквартирный дом с централизованной системой отопления, в том числе дом, в котором для производства коммунальной услуги по отоплению используется специальное оборудование, использующее централизованное теплоснабжение, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии
2.1. Ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии:
Размер платы за отопление помещения рассчитывается следующим образом. Определяется объем (количество) тепловой энергии, приходящееся на это помещение исходя из объема (количества) тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в расчете на один кв.м. общей площади в доме (с определенными корректировками). Также определяется объем (количество) тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета, соответствующее доли площади этого помещения в общей площади помещений в МКД (за вычетом объема (количества) тепловой энергии, приходящегося на это помещение). Результаты суммируются и умножаются на установленный тариф на тепловую энергию (абзац третий п. 42.1 Правил, формулы 3 и 3.4 приложения N 2 к Правилам).
2.2. Хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии:
Размер платы за отопление помещения, оборудованного индивидуальным (общим или квартирным) прибором учета определяется на основании показаний этого прибора, а помещения, не оборудованного таким прибором учета, - исходя из площади этого помещения по специальной формуле. Также определяется объем (количество) тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета, соответствующее доли площади этого помещения в общей площади помещений в МКД (за вычетом количества тепловой энергии, приходящегося на это помещение). Результаты суммируются и умножаются на установленный тариф на тепловую энергию (абзац четвертый п. 42.1 Правил, формулы 3.1 и 3.4 приложения N 2 к Правилам).
2.3. Все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии:
Размер платы за отопление помещения определяется на основании показаний индивидуального (общего или квартирного) прибора учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В этом случае объем (количество) тепловой энергии, потребленной в помещении, определяется по показаниям индивидуального (общего или квартирного) прибора учета тепловой энергии. Этот результат суммируется с количеством (объемом) тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в доле, приходящейся на это помещения исходя из соотношения его площади и общей площади всех помещений в МКД (за вычетом показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета в жилых и нежилых помещений дома) и умножается на установленный тариф на тепловую энергию (абзац пятый п. 42.1 Правил, формулы 3.3 и 3.4 приложения N 2 к Правилам).
3. Многоквартирный дом с нецентрализованной системой отопления и самостоятельном производстве исполнителем в МКД коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (ИТП, крышная котельная и т.п.) с использованием газа или электроэнергии оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии
3.1. Ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии:
Размер платы за отопление помещения рассчитывается следующим образом. Определяется объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электроэнергия, холодная вода), использованного для автономного отопления в МКД, рассчитывается доля этого ресурса, приходящаяся это помещение исходя из доли площади этого помещения в общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Результаты умножаются на установленный тариф на тепловую энергию (абзац четвертый п. 54 Правил, формула 18 приложения N 2 к Правилам).
3.2. Жилые и нежилые помещения (пусть и не все) оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии:
Объем (количество) тепловой энергии, потребленной в помещении, определяемый либо по показаниям ИПУ тэ (общего или квартирного), либо исходя из площади помещения, суммируется с количеством (объемом) тепловой энергии по показаниям ОДПУ в доле, приходящейся на это помещение исходя из соотношения его площади и общей площади всех помещений в МКД (за вычетом объема (количества) тепловой энергии, потребленного в самом этом помещении). Полученный результат умножается на показатель удельного расхода коммунального ресурса, использованного для автономного отопления в МКД (газ, электроэнергия), который, в свою очередь, рассчитывается как отношение объема (количества) этого ресурса к количеству произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД, и умножается на установленный тариф на газ, электроэнергию (формулы 18.1, 18.2, 3.1 и 3.7 приложения N 2 к Правилам).
Если все помещения общего пользования в многоквартирном доме не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления (что должно быть подтверждено технической документацией на МКД), размер платы за отопление определяется по формулам 2 3-1, 2 4-1, 3 1-1, 3 2-1 приложения N 2 к Правилам, которые предусматривают в том числе исключение из расчета платы за отопление объема (количества) тепловой энергии, приходящейся на жилое или нежилое помещение, в котором отсутствуют отопительные приборы (в случаях, когда они не предусмотрены технической документацией на МКД или помещение было переустроено в соответствии с нормативными требованиями с установкой в нем индивидуальных источников тепловой энергии) (абзац шестой п. 42.1 Правил).
По общему правилу исполнитель коммунальных услуг предоставляет потребителю платежные документы (квитанции) на оплату коммунальных услуг не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (месяцем, за который вносятся коммунальные платежи), а потребитель обязан оплатить коммунальные услуги не позднее 10-го числа того же месяца. Иные сроки могут быть предусмотрены договором управления многоквартирным домом или решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (если коммунальные услуги предоставляются соответственно ТСЖ или кооперативом). В пределах упомянутого срока оплаты потребитель вправе оплачивать коммунальные услуги частями. Кроме того, он имеет право внести коммунальные платежи за один или несколько будущих месяцев. Потребитель свободен и в выборе способа оплаты коммунальных услуг: он может вносить платежи как в наличной форме, так и переводом через банковский счет либо переводом денег без открытия счета в банке, а также почтовым переводом, через Интернет и в других формах, предусмотренных законодательством. При этом он обязан сохранять документы об оплате в течение как минимум трех лет (ч.ч. 1, 2 ст. 155 ЖК РФ, п.п. 65 - 67 Правил).
С 01.07.2017 информация о расчетах за потребляемые коммунальные услуги (размер платы и образовавшейся задолженности), оказываемые в большинстве регионов России, должна размещаться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система). Для городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) обязанность размещать такую информацию наступила с 01.07.2019. В том числе в системе размещаются платежные документы в электронном виде. Такие платежные документы могут направляться потребителям по адресу электронной почты. Платежные документы и информация о расчетах за коммунальные услуги будут размещаться также не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Размещать такие документы и информацию обязаны будут лица, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами, а также исполнители коммунальных услуг. Размещение в системе информации о размере платы за коммунальные услуги, задолженности по оплате коммунальных услуг будет достаточным основанием для оплаты потребителем соответствующих услуг в установленный для этого срок (ч.ч. 2, 2.1 ст. 155 ЖК РФ, пп. 33 п. 1 ст. 6, ч.ч. 18, 19 ст. 7, ч.ч. 4, 4.1, 5 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ, приказ Минстроя России от 07.02.2024 N 79/пр, письмо Минстроя России от 13.01.2017 N 570-АЧ/04).
Размер неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора о предоставлении коммунальных услуг (например, за нарушение срока внесения коммунальных платежей) указывается исполнителем в платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги (п. 70 Правил).
С 06.04.2020 по 31.12.2020 на всей территории РФ действовал мораторий на начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) на долг по плате за жилое помещение (ст. 18 Закона N 98-ФЗ от 01.04.2020, п. 4, п. 5 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424). Мораторий действовал как на долги, образовавшиеся в период с 06.04.2020 до 01.01.2021, так и на "старые" задолженности, образовавшиеся ранее. Если решение о взыскании неустойки принималось судом до 01.01.2021, то суду следовало взыскать лишь неустойку, исчисленную за период до 06.04.2020 (вопрос N 7 Обзора ВС РФ от 30.04.2020 N 2).
Если в каком-либо месяце размер платы за коммунальную услугу у потребителя более чем на 25% превысит размер платы за соответствующую коммунальную услугу в том же месяце прошлого года, потребитель имеет право оплатить эту коммунальную услугу в рассрочку в течение 12 месяцев (равными долями). За рассрочку исполнитель вправе взимать проценты на сумму такой платы. Размер процентов устанавливается исполнителем, но не может превысить ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на 3% (проценты не начисляются, если исполнителю взамен предоставляется компенсация за счет бюджетных средств). Потребитель вправе отказаться от рассрочки и внести плату единовременно или сократить период использования рассрочки (п.п. 72, 73 Правил).
Если при проверке показаний прибора учета энергии выявится отклонение объема потребленной энергии от того объема, который был учтен при расчетах в предыдущем месяце, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу. При этом, если у потребителя образовалась переплата, она засчитывается при оплате за энергию в последующем месяце (или следующих за ним месяцах, если излишек превышает сумму оплаты в текущем месяце), а в случае, если у потребителя по итогам перерасчета образовалась задолженность, он оплачивает ее в составе платы за энергию за тот месяц, в котором проводилась проверка показаний, если не докажет, что он фактически потребил коммунальную услугу в другом расчетном периоде (п. 61 Правил).
При подключении внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам без соблюдения установленного порядка, а также при несанкционированном вмешательстве потребителя в работу приборов учета, находящихся в его жилом или нежилом помещении, объем потребленной энергии определяется расчетным способом. В этом случае мощность несанкционированно подключенного оборудования умножается на количество часов его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении такого подключения (если эту дату установить невозможно, то с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение), до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения (п. 62 Правил).
Если потребитель отсутствует в жилом помещении
В редакции, действующей с 01.01.2017, Правила допускают возможность перерасчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению в случае отсутствия потребителя в жилом помещении в течение более 5 полных календарных дней подряд, если такое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии (то есть, в ситуации, когда объем потребленной электроэнергии рассчитывается по установленному нормативу) лишь при условии, что установить прибор учета электроэнергии в помещении технически невозможно. Отсутствие технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета электроэнергии должно быть подтверждено актом обследования, который составляется представителями гарантирующего поставщика, а в отношении прибора учета в жилом доме - представителями сетевой организации*(2). Причем это не касается электроснабжения на цели отопления жилых (нежилых) помещений, перерасчет платы за которое не производится в любом случае.
Как подчеркивают судьи, собственник, не обеспечивший установку приборов, не вправе ссылаться на отсутствие таких приборов как на основание для освобождения его от оплаты коммунальных услуг. Причем, если жилое помещение находится в собственности нескольких лиц, отсутствие соглашения между собственниками в отношении порядка пользования жилым помещением, установки прибора учета не может рассматриваться в качестве технической невозможности установки прибора учета (решение ВС РФ от 22.08.2018 N АКПИ18-603).
Если жилое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии и техническая невозможность его установки не подтверждена либо такой прибор неисправен (а потребитель не принял мер к устранению неисправности прибора), пересчитать плату за электроснабжение, рассчитываемую по нормативу, можно лишь в ситуации, когда все лица, проживающие в жилом помещении, отсутствуют в результате действия непреодолимой силы, что должно быть подтверждено документально, либо в случае, когда проживающий в помещении потребитель отсутствует в связи с призывом на военную службу по мобилизации (за период прохождения такой службы) (см. пп. 86, 92 Правил).
Перерасчет размера платы за отопление не производится независимо от наличия в помещении прибора учета.
_____________________________
*(1) Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета (см. абзац шестой п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
*(2) См. приказ Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Темы
Расчеты по договору энергоснабжения. Учет потребляемой электрической энергии
Расчеты по договору теплоснабжения. Учет потребляемой тепловой энергии
См. также
Перерасчет платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия
Формы документов
Заявление о перерасчете размера платы за коммунальные услуги
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах