Правила общения кредиторов и коллекторов с должниками - физическими лицами при истребовании долга
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ) устанавливает следующие основные способы взаимодействия с должником:
- личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
- телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи (телефонные, телеграфные, электронные сообщения);
- почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника (ч. 1 ст. 4 Закона N 230-ФЗ)*(1).
Должник и кредитор (или лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора) вправе заключить письменное соглашение об использовании при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, иных способов взаимодействия с должником, за исключением тех, которые перечислены выше (ч. 2 ст. 4 Закона N 230-ФЗ).
Законом установлены ограничения и определенные условия, в соответствии с которыми должно осуществляться взаимодействие с должником, для первых двух способов взаимодействия, то есть для непосредственного взаимодействия и для отправки телефонных, телеграфных, электронных сообщений. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 230-ФЗ осуществлять взаимодействие с должником такими способами может только:
- кредитор;
- кредитная организация или коллекторское агентство, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), которые действуют от имени и (или) в интересах кредитора.
Если право требования по денежному обязательству переходит от кредитора к иному лицу, новый кредитор также вправе взаимодействовать с должником указанными способами. Но в случае, если приобретенное новым кредитором право требования возникло из договора потребительского кредита (займа), он вправе в целях возврата задолженности осуществлять непосредственное взаимодействие с должником, а также отправлять ему телефонные, телеграфные, электронные сообщения лишь при условии, что такой новый кредитор является кредитной организацией или коллекторским агентством, включенным в государственный реестр.
Государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, ведет Федеральная служба судебных приставов. Она же осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью таких юридических лиц (п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316, постановление Правительства РФ от 19.12.2016 N 1402). Со сведениями указанного реестра, в том числе с перечнем включенных в него коллекторских агентств, можно ознакомиться в Интернете по адресу: http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic.
Непосредственное взаимодействие с должником, а также взаимодействие с ним путем отправки телефонных, телеграфных, электронных сообщений должно осуществляться с соблюдением условий, которые предусмотрены ст. 7 Закона N 230-ФЗ, в частности, ограничений по частоте контактов по инициативе кредитора или представляющего его интересы лица, времени в течение дня, когда они могут осуществляться, требований к содержанию адресуемых должнику сообщений и т.д. Например, телефонные переговоры с должником допускаются не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц, а отправка должнику смс-сообщений и иных сообщений по сетям электросвязи - не более двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцати раз в месяц (ч.ч. 3, 5 ст. 7 Закона N 230-ФЗ). В сообщениях, передаваемых по сетям электросвязи, обязательно указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, номера их контактных телефонов, сведения о факте наличия просроченной задолженности (без указания ее размера и структуры) (ч. 6 ст. 7 Закона N 230-ФЗ).
Нарушение этих требований влечет за собой административную ответственность кредитора или лица, действующего от его имени (в его интересах), а также их должностных лиц, предусмотренную ст. 14.57 КоАП РФ, постановления АС Московского округа от 24.10.2017 N Ф05-14799/17, Тринадцатого ААС от 10.10.2017 N 13АП-20088/17, Девятого ААС от 31.10.2017 N 09АП-39407/17).
Как указывают судьи, положения ч. 6 ст. 7 Закона N 230-ФЗ распространяются на любые текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи в целях возврата просроченной задолженности, в том числе и такие, которые сформулированы как предложения о реструктуризации задолженности (постановление Тринадцатого ААС от 22.11.2017 N 13АП-23527/17).
На практике с учетом особенностей оказания услуг связи при доставке абоненту смс-сообщения оно может быть разделено на несколько частей. В связи с этим судьи приходят к выводу о том, что техническая особенность направления оператором услуг связи текстового сообщения, в котором максимальное количество знаков превышает установленный стандарт связи, не может быть поставлена в вину отправителю. При таких обстоятельствах оператор связи фактически доставляет абоненту одно текстовое сообщение, разделенное на несколько отдельных частей, а не несколько сообщений. Следовательно, нарушения установленной законом частоты отправки должнику сообщений по сетям электросвязи не происходит (постановления АС Западно-Сибирского округа от 07.12.2017 N Ф04-5015/17, Восьмого ААС от 16.10.2017 N 08АП-11763/17).
Для третьего способа (направление должнику почтовых отправлений) ограничений и условий осуществления взаимодействия закон не устанавливает.
Таким образом, Закон N 230-ФЗ не запрещает кредитору передать право требования возврата задолженности, возникшей у должника - физического лица, любому другому лицу, в том числе коллекторскому агентству, или наделить такое лицо правомочиями по взысканию задолженности в интересах кредитора. Однако, если задолженность возникла из договора потребительского кредита (займа), новый кредитор сможет взаимодействовать с должником в целях возврата долга путем личных встреч и телефонных переговоров, а также путем отправки телефонных, телеграфных, электронных сообщений лишь при условии, что такой кредитор является кредитной организацией или коллекторским агентством, включенным в государственный реестр. Если кредитор, не передавая право требования долга, уполномочивает другое лицо на истребование задолженности в своих интересах (например, путем заключения с ним агентского договора), то, не будучи кредитной организацией или коллекторским агентством, включенным в государственный реестр, это другое лицо сможет взаимодействовать с должником в целях возврата просроченной задолженности только путем отправки ему писем или иных почтовых отправлений.
При этом кредитор не вправе привлекать одновременно двух и более лиц для осуществления от его имени и (или) в его интересах направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником путем непосредственного взаимодействия с ним, а также путем отправки телефонных, телеграфных, электронных сообщений (ч. 10 ст. 6 Закона N 230-ФЗ). На взаимодействие путем направления должнику почтовых отправлений это ограничение не распространяется.
При взаимодействии с должником любыми способами, в том числе с использованием почтовых отправлений, а также способов, не предусмотренных ч. 1 ст. 5 Закона N 230-ФЗ, должны соблюдаться общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности (ст. 6 Закона N 230-ФЗ). В частности, не допускается применение к должнику и иным лицам физической силы (угроза ее применения), угроза убийством или причинения вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества (угроза таких уничтожения или повреждения), оказание психологического давления на должника и иных лиц и т. д. Также не допускается введение должника в заблуждение относительно правовой природы долгового обязательства, сроков его исполнения, размера неисполненного обязательства и последствий его неисполнения для должника и третьих лиц, относительно передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования. Запрещается вводить должника в заблуждение относительно принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления (ч. 2 ст. 6 Закона N 230-ФЗ, см. в связи с этим постановления АС Московского округа от 06.09.2017 N Ф05-12318/17, Тринадцатого ААС от 04.12.2017 N 13АП-26382/17, Четвертого ААС от 13.09.2017 N 04АП-4616/17).
Кредитору и иному лицу, действующему от имени и (или) в интересах кредитора, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, запрещается скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику, либо об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, либо об отправителе электронного сообщения. При взаимодействии с должником разрешается использовать только абонентские номера, выделенные на основании договора об оказании услуг телефонной связи, заключенного между кредитором (лицом, действующим от имени и (или) в интересах кредитора) и оператором связи (ч. 9 ст. 7 Закона N 230-ФЗ).
За неоднократное нарушение требований Закона N 230-ФЗ коллекторское агентство может быть исключено из государственного реестра. Если такое юридическое лицо допустило однократное грубое нарушение требований Закона N 230-ФЗ, повлекшее причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника или иных лиц, оно подлежит исключению из государственного реестра. В этом случае сведения о том же юридическом лице не могут быть включены в государственный реестр ранее чем через три года (п. 9 ч. 1 ст. 13, п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона N 230-ФЗ).
______________________________
*(1) Под почтовыми отправлениями в этой связи следует понимать письменную корреспонденцию, посылки, прямые почтовые контейнеры. В свою очередь к письменной корреспонденции относятся простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты (ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах