Составление претензии по договору
Смотрите в этом материале:
- в какой форме составляется претензия;
- что необходимо указать в претензии;
- какие документы необходимо приложить к претензии;
- кто должен подписать претензию;
Форма претензии
Законодательством не установлено каких-либо требований к форме претензии, подлежащей направлению в соответствии с положениями ч. 5 ст. 4 АПК РФ (п. 4 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом ВС РФ 22.07.2020 (далее - Обзор) см., например, постановления Девятого ААС от 24.08.2021 N 09АП-41399/21, АС Московского округа от 12.01.2018 N А40-90254/2017).
На практике претензия по договору оформляется в виде письменного документа, адресованного контрагенту, допустившему нарушение договора (см., например, постановление Восемнадцатого ААС от 22.10.2021 N 18АП-14412/21). Такой подход применим и к претензиям, направляемым в соответствии с другими нормами права (см., например, определения Четвертого КСОЮ от 21.10.2021 N 8Г-16790/2021[88-20056/2021], ВС Кабардино-Балкарской Республики от 12.11.2015 N 33-1325/2015).
В ряде случаев законом прямо установлено требование к письменной форме претензии (см., например, часть третью ст. 619 ГК РФ, ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, п. 1 ст. 405 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 127 Воздушного кодекса РФ, п. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ, ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ).
Поскольку исковое заявление должно содержать сведения о соблюдении истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора и к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение данного порядка (пп. 7, 7.1 ч. 2 ст. 131, пп. 3, 7 ст. 132 ГПК РФ, пп. 8, 8.1 ч. 2 ст. 125, пп. 7, 7.1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ), рекомендуется во избежание спорных ситуаций оформлять претензию в форме единого письменного документа, адресованного контрагенту.
Содержание претензии
Законодательством не установлено каких-либо требований к содержанию претензии, подлежащей направлению в соответствии с положениями ч. 5 ст. 4 АПК РФ (п. 4 Обзора, см., например, постановление АС Московского округа от 12.01.2018 N А40-90254/2017). Претензия должна недвусмысленным образом говорить о наличии материально-правового спора, подлежащего урегулированию сторонами, а те вопросы, которые не урегулированы применительно к порядку досудебного урегулирования споров, по общему правилу могут быть реализованы сторонами по своему усмотрению (см., например, постановления АС Московского округа от 12.01.2018 N Ф05-21418/17, АС Центрального округа от 28.11.2019 N Ф10-5312/19). Такой подход применим и к претензиям, направляемым в соответствии с другими нормами права (см., например, определение Четвертого КСОЮ от 21.10.2021 N 8Г-16790/2021[88-20056/2021]).
Также суды отмечают, что претензия должна содержать четко сформулированные требования (например, изменить или расторгнуть договор, исполнить обязанность, оплатить задолженность или выплатить неустойку и т.д.), обстоятельства, на которых основываются требования, доказательства, подтверждающие их (со ссылкой на соответствующее законодательство), сумму претензии и ее расчет (если она подлежит денежной оценке) и иные сведения, необходимые для урегулирования спора (постановление Восемнадцатого ААС от 22.10.2021 N 18АП-14412/21, определение ВС Кабардино-Балкарской Республики от 12.11.2015 N 33-1325/2015, решение АС Ростовской области от 24.06.2015 N А53-10550/2015). В постановлении Тринадцатого ААС от 22.11.2021 N 13АП-35871/21 указывается, что письменная форма претензии подразумевает составление одного документа, содержащего все необходимые реквизиты, включая адресата претензии; предъявителя претензии; наименование документа (факультативное требование); обстоятельства, на которых основаны претензионные требования (с указанием доказательств, их подтверждающих); требования предъявителя (сумма претензии, если она подлежит денежной оценке и ее обоснованный расчет); ссылку на соответствующую норму права и условие договора; перечень прилагаемых к претензии документов, иных доказательств, другую информацию, которая необходима для эффективного использования претензионного порядка урегулирования спора.
Законом и иными правовыми актами могут быть установлены специальные требования к содержанию претензий по отдельным видам договоров (см., например, ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, п. 90 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200).
Рекомендуется включить в претензию расчет основного долга, неустойки и процентов по состоянию на дату составления претензии. Однако несовпадение сумм основного долга, неустойки, процентов, указанных в претензии и в исковом заявлении, само по себе не свидетельствует о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если в претензии содержатся указание на конкретный материально-правовой спор, связанный с нарушением прав истца, и предложение ответчику его урегулировать (п. 14 Постановления N 18, п. 11 Обзора см., например, постановление АС Московского округа от 11.11.2021 N Ф05-27236/21). Также не свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора отсутствие в претензии указания на сумму неустойки. Как разъяснено в п. 15 Постановления N 18, по общему правилу, при соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора только в отношении суммы основного долга в случае его обращения в суд с требованием о взыскании суммы основного долга, неустойки и процентов, предусмотренных ст. 317.1, 395 ГК РФ, досудебный порядок считается соблюденным в отношении этих требований (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 04.10.2021 N Ф07-11136/21 ).
В претензию рекомендуется включить указание на намерение обратиться в суд в случае ее неисполнения контрагентом (см., например, постановления Десятого ААС от 19.12.2017 N 10АП-19637/17, Одиннадцатого ААС от 14.05.2019 N 11АП-931/19). Однако встречаются судебные решения, в которых, оценивая содержание претензий, суды обращают внимание на то, выражено ли в претензии ясно и недвусмысленно намерение в судебном порядке требовать уплаты суммы основного долга и привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности, а на довод ответчика о том, что претензия не может быть признана досудебной, указывают, что не приведена норма права, обязывающая истца указывать в претензии информацию о намерении обратиться в суд в случае её неисполнения ответчиком в добровольном порядке (постановление Четырнадцатого ААС от 31.05.2021 N 14АП-1896/21).
Также в претензии указывается срок, в течение которого сторона договора ожидает от своего контрагента ответ до того, как обратиться в суд за защитой нарушенного права. В ряде случаев он императивно установлен законом (см., например, п. 2 ст. 797 ГК РФ, ст. 127.1 Воздушного кодекса РФ, ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ, ст. 124 Устава железнодорожного транспорта РФ, п. 1 ст. 163 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п. 1 ст. 407 Кодекса торгового мореплавания РФ, ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ, п. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ, пп. 7, 8 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ). Срок ответа на претензию, направленную при досудебном урегулировании подведомственного арбитражному суду спора о взыскании денежных средств по договору может быть также установлен договором (п. 5 ст. 4 АПК РФ), а по спору об изменении или расторжении договора - указан в договоре или в самой претензии (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Документы, прилагаемые к претензии
К претензии необходимо приложить отсутствующие у контрагента документы, подтверждающие заявленные в претензии требования, при необходимости - расчет суммы основного долга, неустойки и процентов; документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего претензию.
Законом или договором может быть установлен перечень документов (сведений), которые необходимо направить в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (см., например, ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, п. 3 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п. 1 ст. 405 Кодекса торгового мореплавания РФ, ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ, п. 106 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, п. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ, п. 6 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ). В этом случае ненаправление документов (несообщение сведений), а также направление (сообщение) их в ненадлежащих форме или количестве не будет свидетельствовать о соблюдении указанного порядка. Вместе с тем, если истец не смог представить все документы и (сведения), предусмотренные федеральным законом или договором для досудебного урегулирования спора, но представленные им документы (сведения) с очевидностью свидетельствуют о существе и размере заявленных требований либо документы (сведения) имеются у должника, то досудебное урегулирование спора считается соблюденным. В случаях, предусмотренных законом, лицо, получившее документы (сведения), необходимые для досудебного урегулирования спора, обязано сообщить о непредставлении или ненадлежащем представлении каких-либо документов (сведений) в процессе досудебного урегулирования спора. Если оно этого не сделает, досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным (п. 17 Постановления N 18, см., например, постановление Семнадцатого ААС от 09.09.2021 N 17АП-8819/21).
Подписание претензии
Претензия должна быть подписана лицом, уполномоченным на ее подписание. Полномочие лица может следовать, в частности, из доверенности, закона либо акта уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления (п. 1 ст. 182 ГК РФ) (п. 6 Постановления N 18, см., например, постановления Девятого ААС от 18.10.2021 N 09АП-57532/21, Двадцатого ААС от 27.09.2021 N 20АП-5321/21).
Однако подписание претензии неуполномоченным лицом не влечет автоматического возвращения искового заявления или оставления его без движения. В п. 5 Обзора судебной практики применения положений об обязательном (досудебном) порядке урегулирования спора (утв. президиумом АС Северо-Кавказского округа 28.04.2018) обращается внимание на то, что досудебный порядок урегулирования спора не может считаться несоблюденным только лишь потому, что направленная от имени юридического лица претензия подписана неуполномоченным лицом, если впоследствии она была одобрена полномочным лицом (см. также постановление Восьмого ААС от 06.09.2021 N 08АП-6401/21). Кроме того, суды указывают, что формальные препятствия для признания соблюденным претензионного порядка урегулирования спора не должны автоматически влечь оставление заявления без рассмотрения. Отсутствие подтверждение полномочий лица, подписавшего претензию, само по себе не может повлечь оставление искового заявления без рассмотрения в случае, если после получения претензии ответчик не заявлял о наличии у него сомнений по поводу компетенции лица, подписавшего требование, и из поведения ответчика не усматривалось намерение добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке (постановление Семнадцатого ААС от 27.07.2021 N 17АП-4761/21). Также высказывается позиция, в соответствии с которой ответчик при наличии у него сведений о реальном наличии задолженности и действительных сомнений относительно полномочий лица, подписавшего претензию, имел возможность и должен был принять меры к выяснению того, исходила ли воля на предъявление претензии от уполномоченного лица истца, а непринятие таких мер указывает на очевидность для него полномочий лица, подписавшего претензию. Подача иска является подтверждением направления претензии в адрес ответчика с ведома и одобрения истцом данных действий своего представителя, поэтому в силу ст. 183 ГК РФ претензии имеют для сторон юридическую силу (постановление Восьмого ААС от 07.02.2016 N 08АП-13035/15).
Срок направления претензии
При подготовке претензии также необходимо учитывать, что в ряде случаев законом установлены сроки, в течение которых сторона обязана обратиться с претензией к контрагенту. В частности:
- претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора (ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ);
- претензии по договорам об оказании услуг связи предъявляются в течение 6 месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи; в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления, осуществления почтового перевода денежных средств; в течение 1 месяца со дня подачи телеграммы (ч. 5 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ).
- претензии к перевозчикам или буксировщикам внутренним водным транспортом могут быть предъявлены в течение срока исковой давности (п. 3 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ), начало которого определяется в соответствии с п. 4 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ;
- претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках могут быть предъявлены в течение 6 месяцев с момента, указанного в п. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ;
- претензии по договору международной воздушной перевозки багажа, груза могут быть предъявлены: в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа, груза не позднее 7 дней со дня получения багажа и 14 дней со дня получения груза; в случае просрочки доставки багажа, груза в течение 21 дня со дня их передачи (п. 1 ст. 127 Воздушного кодекса РФ);
- претензии к перевозчикам железнодорожным транспортом могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней с момента, указанного в ст. 123 Устава железнодорожного транспорта РФ;
- претензии, вытекающие из договора перевалки груза, могут быть предъявлены оператору морского терминала в течение 6 месяцев со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензии (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ);
- претензии, вытекающие из договора перевозки груза автомобильным транспортом претензия могут быть предъявлены перевозчику (фрахтовщику) в течение срока исковой давности, а именно в течение 1 года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ч. 6 ст. 39, ст. 42 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ;
- претензии по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, составляющего 1 год (ст. 406, п. 1 ст. 408 Кодекса торгового мореплавания РФ);
О претензиях по договору перевозки подробнее см. в отдельных материалах Энциклопедии решений.
Формирование текста претензии
При составлении текста претензии воспользуйтесь Конструктором претензии или возьмите за основу одну из примерных форм претензий, адаптировав ее под конкретную ситуацию, например:
- о нарушении договорных обязательств;
- о взыскании денежных средств по требованию, возникшему из договора;
- о ненадлежащем исполнении обязательств, предусмотренных договором на оказание услуг, и возврате уплаченной денежной суммы/устранении недостатков оказанных услуг;
- о погашении задолженности по оплате выполненной работы по договору подряда;
- об устранении недостатков работ, выполненных по договору строительного подряда;
- по задержке поставки товара;
- о поставке некачественного товара (продукции);
- о взыскании арендной платы;
Тема
Досудебный порядок урегулирования споров в договорных отношениях
См. также
Порядок направления претензии по договору при досудебном урегулировании спора
Процессуальные вопросы соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в договорных отношениях
Ответ на претензию по договору
Формы документов
Конструктор правовых документов (онлайн-сервис)
Претензия о нарушении договорных обязательств
Претензия о взыскании денежных средств по требованию, возникшему из договора
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах