Досудебный порядок урегулирования вытекающих из договоров споров с участием потребителей
Дела с участием потребителей рассматриваются судами общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ)*(1). Применительно к досудебному порядку урегулирования споров это означает, во-первых, что такой порядок не может быть установлен договором. В гражданском судопроизводстве досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ, см. также п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18 (далее - Постановление N 18)). Более того, договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным в силу п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I (далее - Закон о защите прав потребителей) и п. 2 ст. 168 ГК РФ (п. 33 Постановления N 18). Во-вторых, по общему правилу по спорам о взыскании денежных средств соблюдение досудебного порядка не обязательно (в отличие от арбитражного судопроизводства, см. ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
В п. 33 Постановления N 18 обращается внимание на то, что Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг (см., например, определение Первого КСОЮ от 03.03.2021 N 8Г-589/2021-(8Г-31981/2020)[88-3714/2021]). Однако досудебный порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах (см. также п. 23 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17). Например, это:
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ).
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажира, багажа внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 797 ГК РФ, п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта). При этом обязательный претензионный порядок не установлен, например, для требований, возникающих из воздушной перевозки пассажиров и багажа (определение Мосгорсуда от 16.03.2017 N 33-9065/2017) и для требований, связанным с осуществлением перевозки пассажиров, багажа железнодорожным транспортом (Справка о причинах отмены определений районных судов области, принятых на стадии принятия иска, утв. Президиумом Кировского облсуда 20.11.2019).
- Претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ). При этом претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором (см., например, определение Апатитского горсуда Мурманской области от 08.09.2021 N 2-1072/2021).
- Обращения, подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 28, ст. 32 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ, см., например, определение Шестого КСОЮ от 30.06.2021 N 8Г-12375/2021[88-13628/2021]). Подробнее о досудебном порядке урегулирования споров с участием потребителей финансовых услуг см. в отдельном материале.
В иных случаях предъявление досудебных требований к продавцу (исполнителю, импортеру) по защите нарушенных прав является правом потребителя. Поэтому потребитель по своему усмотрению принимает решение о досудебном или судебном порядке урегулирования спора (см. Справку по результатам изучения судебной практики рассмотрения районными судами Астраханской области гражданских дел по разрешению споров в сфере защиты прав потребителей за 2018 год). Например, в определении Шестого КСОЮ от 16.08.2021 N 8Г-16223/2021[88-16772/2021] суд пришел к выводу о том, что при обращении потребителя с иском о расторжении опционного договора соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не обязательно.
Направление в соответствии с Законом о защите прав потребителей требований потребителя к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или индивидуальному предпринимателю) о соразмерном уменьшении покупной цены, не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора (п. 33 Постановления N 18, см., например, определение Первого КСОЮ от 18.08.2021 N 8Г-13241/2021[88-17269/2021]). Поэтому ненаправление этих требований не может служить основанием для возвращения искового заявления, оставления его без движения или без рассмотрения. Однако, как подчеркивается в п. 33 Постановления N 18, ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа судом во взыскании в пользу потребителя штрафа, предусмотренного ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей (п. 33 Постановления N 18, см. также Справку Кемеровского облсуда о практике рассмотрения судами Кемеровской области гражданских дел с применением Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (утв. Президиумом Кемеровского облсуда 30.06.2021)).
Не обязательно соблюдение досудебного порядка урегулирования спора и при обращении в суд с иском о признании договора расторгнутым во внесудебном порядке на основании норм Закона о защите прав потребителей. Как разъяснено в п. 33 Постановления N 18, отказ от исполнения договора, предусмотренный абзацами шестым и восьмым п. 1 ст. 18, абзацем первым п. 2 ст. 25, абзацем пятым п. 1 ст. 28, абзацем седьмым п. 1, абзацем четвертым п. 6 ст. 29, ст. 32 Закона о защите прав потребителей, является односторонним отказом от исполнения договора, а потому при обращении в суд с иском о признании договора расторгнутым соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного п. 2 ст. 452 ГК РФ, не требуется (см. также п. 29 Постановления N 18).
______________________________
*(1) При этом необходимо учитывать, что в случае, если право требования потребителя к финансовой организации перешло юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, это лицо предъявляет иск к финансовой организации в арбитражный суд (вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2021) (утв. Президиумом ВС РФ 07.04.2021). В этом случае подлежат применению нормы о досудебном урегулировании споров, подлежащих рассмотрению в арбитражном суде (см. п. 10 Постановления N 18).
Тема
Досудебный порядок урегулирования споров в договорных отношениях
См. также
Досудебный порядок урегулирования споров по договорам, заключенным с потребителями финансовых услуг
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах