Cтавки по налогу на имущество организаций
В соответствии с п. 1 ст. 380 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать в общем случае 2,2%. Однако согласно п. 1.1 ст. 380 НК РФ в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать:
Субъекты РФ |
в 2014 году |
в 2015 году |
в 2016 году и последующие годы |
для города федерального значения Москвы |
1,5% |
1,7% |
2% |
для иных субъектов РФ |
1,0% |
1,5% |
2% |
См. ставки налога на имущество организаций, установленные в отдельных регионах.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 2 ст. 380 НК РФ). В связи с этим следует отметить, что НК РФ не определены понятия "категория налогоплательщиков" и "категория имущества". По мнению специалистов Минфина России, в каждой конкретной категории налогоплательщиков/имущества отражаются наиболее общие характерные для них признаки и существенные свойства (см. письма от 31.01.2012 N 03-05-06-01/03, от 14.07.2008 N 03-02-07/1-280).
Необходимо иметь в виду, что ст. 3 НК РФ установлено, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности организаций. См. также письмо Минфина России от 13.03.2008 N 03-05-04-01/10.
Согласно п. 3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении (до 2017 года - железнодорожных путей общего пользования) магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать:
- в 2013 году - 0,4 процента,
- в 2014 году - 0,7 процента,
- в 2015 году - 1,0 процента,
- в 2016 году - 1,3 процента,
- в 2017 году - 1,6 процента,
- в 2018 году - 1,9 процента.
С 1 января 2017 года в ст. 385.3 НК РФ установлены особенности исчисления налога в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Для отнесения объектов к перечисленным видам имущества используется Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 (см. также письмо Минфина России от 22.07.2015 N 03-05-05-01/41969). В письме ФНС России от 29.10.2015 N БС-19-11/271 указано, что в Перечне указаны, в том числе, наименования сложных технологических объектов и соответствующие этим объектам коды ОКОФ. Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Таким образом, по мнению Минфина России, изложенному в письмах от 24.01.2018 N 03-05-05-01/3648, от 28.09.2017 N 03-05-05-01/63070, право на применение указанных налоговых ставок в отношении тех или иных объектов имущества конкретизировано Перечнем N 504 в соответствии с ОКОФ. В частности, установленные п. 3 ст. 380 НК РФ ставки по налогу на имущество применяются в отношении поименованных в Перечне объектов, относящихся к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся неотъемлемой их технологической частью, вне зависимости от осуществления экономической деятельности в сфере энергетики и передачи энергии сторонним потребителям или для энергоснабжения собственных нужд.
Пунктом 3.1 ст. 380 НК РФ предусмотрено, что ставка налога на имущество устанавливается в размере 0% в отношении объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия; объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства, и необходимых для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия.
Нулевая ставка применяется в отношении таких объектов при условии одновременного выполнения следующих требований:
- объекты впервые введены в эксплуатацию в налоговые периоды начиная с 1 января 2015 года;
- объекты расположены полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области;
- объекты принадлежат в течение всего налогового периода на праве собственности организациям, указанным в пп. 1 п. 5 ст. 342.4 НК РФ (организациям Единой системы газоснабжения и пр.).
Перечень имущества, относящегося к объектам, установленным пунктом 3.1 ст. 380 НК РФ, утвержден распоряжением Правительства РФ от 22.17.2017 N 2595-р.
На основании п. 3.2 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2017 году 1%, в 2018 году - 1,3%, в 2019 году - 1,3%, в 2020 году - 1,6%. Перечни имущества, относящегося к указанным объектам, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 и постановлением Правительства РФ от 23.11.2017 N 1421.
Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1% (п.3.3. ст. 380 НК РФ).
ФНС разъяснила, что если в субъекте РФ в 2018 году законодательно не предусмотрено продление действия льготы и не установлены дополнительные налоговые льготы в отношении движимого имущества, то налог и авансовые платежи за периоды 2018 года будут исчисляться по ставке, предусмотренной региональным законодательством в пределах 1,1%, или по ставке 1,1% (если законодательством субъекта не установлена своя ставка) (см. письмо от 20.12.2017 N БС-19-21/327).
В письме Минфина России от 02.02.2018 N 03-05-05-01/5929 разъяснено, что применение пониженной ставки в 1,1% не применяется в отношении движимого имущества, принятого на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми. Иными словами, движимое имущество, которое до 2018 года не освобождалось от налогообложения, не может облагаться в 2018 году по льготной ставке 1,1%.
Согласно п. 4 ст. 380 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в ст. 380 НК РФ. См. также письмо Минфина России от 30.11.2012 N 03-05-04-01/40. При этом указанные в п. 1.1 ст. 380 НК РФ предельные размеры ставок для объектов недвижимого имущества, налоговой базой по которым признается кадастровая стоимость, не применяются в случае, если соответствующие налоговые ставки не определены законами субъектов РФ (см. письмо ФНС России от 15.11.2013 N БС-4-11/20611).
Узнать о ставках и льготах по налогу на имущество организаций в различных субъектах РФ можно из нашей специальной справки.
Налоговые ставки, установленные законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка (п. 5 ст. 380 НК РФ).
Тема
Налог на имущество организаций
См. также
Плательщики налога на имущество организаций
Объект обложения налогом на имущество организаций
Льготы по налогу на имущество организаций
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах