Обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
Законодательством устанавливается только одно обстоятельство, отягчающее ответственность, - повторное совершение аналогичного налогового правонарушения (п. 2 ст. 112 НК РФ).
При наличии такого обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 процентов (п. 4 ст. 114 НК РФ, письмо Минфина России от 04.03.2016 N 03-01-11/12773).
НК РФ не разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением.
Исходя из арбитражной практики, аналогичность определяется не только с учетом статьи НК РФ, предусматривающей налоговую ответственность, но и исходя из аналогичности действий, образующих объективную сторону налоговых правонарушений и указанных в конкретных статьях НК РФ, предусматривающих ответственность за их совершение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.06.2010 по делу N А33-10481/2009).
То есть под аналогичным налоговым правонарушением следует понимать правонарушение, предусмотренное не только той же статьей НК РФ, но и тем же пунктом статьи, что и правонарушение, за которое лицо привлекается к увеличенной на 100% ответственности.
Однако основанием увеличения штрафных санкций в связи с наличием отягчающих ответственность обстоятельств является совершение налогоплательщиком аналогичного правонарушения повторно. При этом повторным будет считаться правонарушение, совершенное в течение периода, равного 12 месяцев, исчисляемого с момента вступления в силу решения суда или налогового органа по первоначальному нарушению до даты совершения повторного правонарушения (п. 3 ст. 112 НК РФ; постановление ФАС Московского округа от 27.07.2012 N Ф05-8190/12).
За пределами этого срока (до или после принятого решения) основания для увеличения штрафных санкций отсутствуют (постановление Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 15557/07, постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2011 N Ф09-6007/11).
При этом ответственность, предусмотренная за повторное нарушение, связана с самим фактом совершения такого нарушения в пределах указанного срока, а не со сроком принятия последующего решения налоговым органом, т.е. имеет значение дата совершения повторного правонарушения, а не дата привлечения к ответственности за него (постановления Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 N 1400/10, ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-3445/08-С3, п. 14 "Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Например, первоначально организация привлекалась к ответственности за непредставление в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2015 года решением налогового органа от 15.01.2016, вступившим в силу 11.02.2016.
Декларация по транспортному налогу за 2015 представлена в налоговый орган 08.02.2016, в то время как срок ее представления - 01.02.2016.
Следовательно, нарушение срока представления декларации по транспортному налогу образует повторность факта совершения правонарушения, что повлечет за собой увеличение штрафных санкций в два раза.
Факт неуплаты штрафных санкций нарушителем либо непринятие налоговым органом мер принудительного взыскания штрафа не исключают признания факта повторности совершения налогоплательщиком аналогичного неправомерного действия (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 N Ф07-3003/12).
Не являются повторными:
- несколько аналогичных правонарушений, совершенных одновременно (в течение одного дня) (постановление Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 15557/07). Такой признак образует лишь повторность факта совершения лицом правонарушения (постановления Девятого ААС от 26.04.2012 N 09АП-7514/12, Тринадцатого ААС от 22.08.2012 N 13АП-12193/12);
- если более раннее правонарушение обнаружено контролирующим органом позднее второго (постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 9141/08).
Таким образом, на момент совершения нового правонарушения в отношении лица уже должно быть принято и вступить в силу решение налогового органа или суда о привлечении его к ответственности за прежнее аналогичное нарушение (постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 9141/08, ФАС Северо-Западного округа от 09.03.2010 N Ф07-1387/2010).
В ином случае правовых оснований для взыскания с налогоплательщика сумм налоговых санкций, увеличенных на 100 процентов, у налогового органа не имеется (постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 N 1400/10).
Указанная позиция ВАС РФ включена ФНС России в Обзор постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам, принятым за период с 2010 года по первое полугодие 2011 года включительно, который направлен территориальным налоговым органам для использования в работе (п. 52 письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах