Выполнение письменных разъяснений финансовых и налоговых органов как обстоятельство, исключающее вину в совершении налогового правонарушения
Выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Еще одним обстоятельством, исключающим вину организации в совершении налогового правонарушения, признается и выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Финансовым органом, уполномоченным давать письменные разъяснения о порядке применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, является Министерство финансов РФ (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).
К должностным лицам, уполномоченным излагать официальную позицию Минфина России в таких разъяснениях, относятся:
- Министр финансов РФ, его заместители;
- директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители (см. письма Минфина России от 13.11.2008 N 03-02-08/22, от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116).
Полномочиями по разъяснению законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах наделены, соответственно, финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований (п. 2 ст. 34.2 НК РФ).
Под налоговым органом понимается Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. От имени налоговых органов выступают руководители и их заместители (см. письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-211).
Разъяснения финансового и налогового органов предоставляются в форме писем, которые не являются нормативными правовыми актами и не подлежат обязательному опубликованию (см. письмо Минфина России от 24.02.2010 N 03-04-05/10-67). Вместе с тем пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ применяется и в отношении тех разъяснений, которые опубликованы в средствах массовой информации, размещены в справочных правовых системах (см. постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N 4350/10). Акт налоговой проверки и принятое на его основании решение разъяснениями налогового органа не являются (см. постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 N 13815/05).
Вина лица исключается при условии, что разъяснение по смыслу и содержанию относится к тем налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания соответствующего документа (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности и в том случае, если разъяснения уполномоченного органа носят противоречивый характер (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 08.10.2012 N Ф09-9584/12, ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2011 N Ф07-14571/2010). Однако вина лица не исключается, если после издания определенного разъяснения сложилась иная устойчивая практика (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2011 N Ф07-10235/11).
В отличие от разъяснений финансового и налогового органов, направляемых налогоплательщику в ответ на его запрос, мотивированное мнение может быть составлено как по запросу организации (например, при возникновении у нее сомнений по вопросу правильности исчисления налога), так и по инициативе налогового органа (например, если будет установлено, что организация неправильно исчисляет (перечисляет) налоговые платежи) (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
При этом мотивированное мнение должно быть обязательно исполнено организацией (путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом (п.п. 6, 7 ст. 105.30 НК РФ).
Предусмотренное пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ основание не применяется, если разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, страховых взносов, налоговым агентом).
Тема
Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
См. также
Мотивированное мнение налогового органа
Выполнение мотивированного мнения налогового органа
Презумпция невиновности в совершении налогового правонарушения
Обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах