Ограничения по численности работников для применения УСН
В соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, не вправе применять УСН.
При переходе на УСН с 2013 года в уведомлении не указываются сведения о средней численности работников за девять месяцев текущего года. Фактически это означает, что средняя численность работников на дату подачи уведомления может превышать 100 человек. Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 ст. 346.12 НК РФ, в частности, если средняя численность работников превысила 100 человек. Следовательно, в период применения УСН средняя численность работников не может превышать указанный предел за отчетный (налоговый) период.
Таким образом, в целях сохранения права на применение УСН налогоплательщик по окончании I квартала, полугодия, девяти месяцев и года должен определять среднюю численность работников за истекший период и сравнивать ее с предельной величиной. При этом превышение в одном месяце отчетного (налогового) периода среднесписочной численности 100 человек не влечет для налогоплательщика утрату права на применение УСН (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2012 N А78-8275/2011).
Налогоплательщики, совмещающие УСН и ЕНВД, ограничения по численности работников, установленные ст. 346.12 НК РФ, определяют исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).
Указания по расчету средней численности установлены приказом Росстата от 26.10.2015 N 498 (далее - Указания). В соответствии с п. 77 Указаний средняя численность (СЧ) работников включает в себя:
- среднесписочную численность работников (ССЧ);
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Таким образом, для того, чтобы определить среднюю численность работников за отчетный (налоговый) период, необходимо рассчитать значения каждого из перечисленных показателей за каждый месяц отчетного (налогового) периода.
Определение среднесписочной численности работников
Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату. Перечень работников, включаемых и не включаемых в списочную численность, указан в пунктах 79-81 Указаний.
ССЧ работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
ССЧ работников за квартал, полугодие, девять месяцев или год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы в конкретном периоде и деления полученной суммы на 3, 6, 9 и 12 соответственно (пункты 81.5 - 81.7 Указаний).
Обратите внимание, что в среднюю численность не включают работников, находившихся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком (см. письмо Минфина России от 17.02.2014 N 03-11-12/6270).
Определение средней численности внешних совместителей
Средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком (п. 81.3 Указаний) определения ССЧ лиц, работавших неполное рабочее время. Средняя численность внешних совместителей за период с начала года определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев отчетного периода (п. 82 Указаний).
Определение ССЧ работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера
Средняя численность работников (включая иностранных граждан), выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, за месяц исчисляется по методологии определения ССЧ. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего периода действия договора независимо от срока выплаты вознаграждения. СЧ работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, за период с начала года определяется путем суммирования СЧ за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев отчетного периода (п. 83 Указаний).
См. также письмо Минфина России от 16.08.2007 N 03-11-04/2/199.
Обратите внимание, налогоплательщик, совмещающий УСН с патентной системой налогообложения, должен вести раздельный учет средней численности работников как в целях применения ПСН, так и в целях применения УСН. ИП, совмещающий ПСН и упрощенную систему налогообложения, вправе иметь наемных работников, средняя численность которых не превышает за налоговый период 100 человек, при условии, что средняя численность привлекаемых наемных работников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии с ПСН, за налоговый период не превышает 15 человек (п. 5 ст. 346.43 НК РФ). При этом независимо от количества выданных индивидуальному предпринимателю патентов общая средняя численность привлекаемых наемных работников по всем видам деятельности, облагаемым в рамках ПСН, не должна превышать за налоговый период 15 человек. См. письмо Минфина России от 20.03.2015 N 03-11-11/15437.
Тема
Условия применения УСН. Ограничения при УСН
См. также
Ограничения по остаточной стоимости основных средств для применения УСН
Ограничения по доле участия в уставном капитале для применения УСН
Ограничения по размеру доходов для применения УСН
Ограничения по наличию филиалов и представительств для применения УСН
Переход на УСН. Уведомление о переходе на УСН
Сведения о среднесписочной численности работников
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах