Документальное оформление проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки и других материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 101 НК РФ). Целью их проведения является получение дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Результаты контрольных мероприятий оформляются в порядке, установленном соответствующими положениями НК РФ. В частности, результаты допроса свидетеля оформляются протоколом (п. 1 ст. 90, п. 1 ст. 99 НК РФ). Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляется проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы (п. 9 ст. 95 НК РФ).
При этом действующее налоговое законодательство не содержит положений, предусматривающих обязанность налогового органа составлять по результатам проведения всех дополнительных мероприятий налогового контроля итоговый документ в качестве специального процессуального документа.
Вместе с тем при подготовке возражение на акт налоговой проверки, налогоплательщик руководствуется не просто списком мероприятия налогового контроля, проведенных в период налоговой проверки, а конкретными выводами налогового органа относительно вменяемых нарушений с последовательным изложением доказательств, выводов и ссылок на нормы права. Поэтому по итогам допмероприятий налогового контроля также ожидает какой-либо документ (например, акт или справку), в котором были бы описаны не только сами проведенные дополнительные мероприятия налогового контроля, но также и результат оценки налоговым органом новых доказательств в рамках вменяемого налогового правонарушения, так как не исключены ситуации когда одни и те же документы (доказательства) могут быть оценены по разному налогоплательщиком и налоговым органом.
В отдельных случаях суды также подтверждали необходимость составления итогового документа (акта) по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Например, ФАС Московского округа неоднократно признавал отсутствие акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в качестве одного из оснований отмены решения инспекции, указывая, что из-за отсутствия акта налогоплательщик был лишен возможности представить свои возражения относительно выводов инспекции, сделанных по результатам таких мероприятий (постановления ФАС Московского округа от 01.06.2011 N КА-А40/4982-11, от 11.04.2011 N КА-А40/2303-11, от 11.04.2011 N Ф05-2066/11, Девятого ААС от 20.11.2012 N 09АП-34025/12). Не возникал вопрос о надлежащем ознакомлении налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий и в случае оформления результатов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в форме справки (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.01.2012 N Ф02-5731/11 и от 25.01.2012 N Ф02-5734/11).
Однако согласно официальным разъяснениям, оформление справок или акта после окончания проведения всех дополнительных мероприятий налогового контроля НК РФ не предусмотрено (письма Минфина России от 26.10.2011 N 03-02-08/112, от 18.02.2011 N 03-02-07/1-58, письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (вопрос 19)).
Согласно позиции ВАС РФ ст. 101 НК РФ не возлагает на налоговый орган обязанности по составлению справки по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и ее отсутствие не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не ведет к отмене ненормативного акта (см. постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2012 N 7564/12).
Поэтому в настоящее время нижестоящие суды также поддерживают вывод, что положениями ст. 101 НК РФ не предусмотрено составление какого-либо документа по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Налоговый орган обязан только ознакомить налогоплательщика с материалами, полученными в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (см., например, постановления Девятого ААС от 09.06.2016 N 09АП-14810/16 (постановлением АС Московского округа от 14.09.2016 N Ф05-13274/16 оставлено в силе), Пятнадцатого ААС от 18.05.2016 N 15АП-6462/16 (постановлением АС Северо-Кавказского округа от 29.08.2016 N Ф08-6118/16 оставлено в силе), ФАС Московского округа от 06.03.2012 N Ф05-14815/11, ФАС Поволжского округа от 22.11.2012 N Ф06-7984/12, ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2011 N Ф07-3720/11).
В целях обеспечения единообразия порядка организации работы налоговых органов ФНС России в письме от 07.08.2013 N СА-4-9/14460 рекомендовала территориальным налоговым органам вручать налогоплательщику под протокол копии документов, полученных в ходе допмероприятий налогового контроля (за исключением документов, полученных от самого лица в порядке ст. 93 НК РФ). Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагать в виде заверенных налоговым органом выписок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах