Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок
Современная система налогового контроля и администрирования построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что позволяет проводить налоговым органам оптимальное количество выездных налоговых проверок (см. письмо Минфина России от 14.02.2017 N 03-02-08/7955).
Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция), которой определены в том числе критерии налоговых рисков, используемых налоговыми органами в аналитической работе и в отборе налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны, размещены на интернет-сайте ФНС России и регулярно обновляются.
Риск назначения выездной проверки налогоплательщик может оценить самостоятельно, сравнив показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями, приведенными в разделе 4 Концепции. К ним относятся:
1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Для отдельных критериев Концепцией установлены числовые пороги. Так среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки и уровня рентабельности, необходимые для определения критериев 1 и 11, рассчитываются ФНС России на основании статистических данных ежегодно, в срок до 5 мая, и публикуются на официальном интернет-сайте ФНС России. Такая обязанность для налоговых органов предусмотрена п. 6 приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. До их очередной актуализации при оценке вероятности назначения выездной налоговой проверки используются данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены соответствующие показатели (п. 2 приказа ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461).
В Концепции приведен далеко не весь перечень критериев, используемых ФНС России при планировании выездных проверок. В действительности таких критериев гораздо больше. Однако основная их часть официально не публикуется и предназначена только для служебного использования.
Соответствие фактических показателей деятельности налогоплательщика приведенным общедоступным критериям не является безусловным основанием для включения в план выездных налоговых проверок. При планировании выездных проверок налоговый орган оценивает рассматриваемые критерии не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом, а также с иной имеющейся у него информацией о налогоплательщике. Кроме того, анализируется динамика изменений этих показателей.
Отметим, что налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщиков предоставить в обоснование причин несоответствия его деятельности тому или иному критерию риска письменные расчеты, аналитические справки и т.п. документы (п. 4 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309). Вместе с тем, как показывает практика, предоставление по запросу инспекции убедительных обоснований и пояснений существенно снижает вероятность включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Отказ предоставить инспекции необходимые разъяснения со ссылкой на необоснованность действий налоговых органов может привести к первоочередной выездной проверке (п. 10 приказа УФНС по г. Москве от 22.02.2008 N 96).
Тема
Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок
См. также
Наличие убытков в отчетности налогоплательщика
Низкая среднемесячная зарплата работников
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации
Неоднократное приближение к предельному значению показателей для применения спецрежимов
Приближение расходов индивидуальных предпринимателей к доходам
Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период
Деятельность с привлечением контрагентов-перекупщиков или посредниками без наличия деловой цели
"Миграция" между налоговыми органами
Отклонение уровня рентабельности от среднестатистического по отрасли
Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах