Низкая среднемесячная зарплата работников
Современная система налогового контроля и администрирования построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что позволяет проводить налоговым органам оптимальное количество выездных налоговых проверок.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - приказ N ММ-3-06/333@), которой определены критерии налоговых рисков, используемых в аналитической работе, проводимой налоговыми органами, и в отборе налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.
В числе налоговых рисков, в частности, учитываются показатели выплаты работодателями среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ (критерий N 5 Концепции).
Данный показатель должен быть поставлен на контроль налогоплательщиками, осуществляющими выплаты в пользу наемных сотрудников. При его оценке фактический уровень среднемесячной зарплаты сравнивается с ее среднеотраслевым уровнем в субъекте РФ. Если полученный показатель оказывается ниже среднеотраслевого, возникает риск включения в план выездных налоговых проверок.
Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из печатных публикаций сборников экономико-статистических материалов, а также на официальных Интернет-сайтах территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru). Кроме того, для получения необходимых данных можно обратиться с запросом в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (п. 5 Приложения N 2 к приказу N ММ-3-06/333@).
Фактический уровень среднемесячной заработной платы рассчитывается по формуле:
Среднемесячная зарплата = "Общая сумма фонда заработной платы по организации (за календарный год)" / "Среднесписочную численность работников" / 12.
При расчете фонда заработной платы учитываются начисленные организацией суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер (см. сообщение УФНС РФ по г. Москве от 15.04.2013, п. 85.1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения NN П-1, П-2, П-3, П-4, П-5 (м), утвержденных приказом Росстата от 28.10.2013 N 428 (далее - Указания N 428), а с 1 января 2017 года - п. 85.1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения NN П-1, П-2, П-3, П-4, П-5 (м), утвержденных приказом Росстата от 26.10.2015 N 498 (далее - Указания N 498)).
Порядок определения среднесписочной численности работников расшифрован в п.п. 78-81 Указаний N 428 (а с 1 января 2017 года - в п.п. 78-81 Указаний N 498). Этот показатель отражается в Сведениях о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год (форма утверждена приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@).
Компания занимается гостиничным бизнесом в г. Москве. Среднеотраслевая заработная плата по виду деятельности "Гостиницы и рестораны" в г. Москве в 2015 году составила 34,090 тыс. руб.
Гостиницей в 2015 году было выплачено персоналу:
- заработная плата - 2 700 тыс.руб.;
- премии - 700 тыс.руб..
Кроме того, компания организует бесплатное питание своих сотрудников (3 000 рублей в месяц на каждого работника). За 2015 год на эти цели было истрачено - 360 тыс.руб..
Среднесписочная численность сотрудников за 2015 год - 10 человек.
Общая сумма фонда заработной платы за 2015 год равна:
2 700 тыс. руб. + 700 тыс. руб. + 360 тыс. руб. = 3 760 тыс. руб.
Среднемесячная заработная плата на одного работника в год составляет:
3 760 тыс. руб. / 10 / 12 = 31,3 тыс. руб..
Показатель по организации ниже средней зарплаты по отрасли в регионе. Следовательно, существует риск включения организации в план выездных налоговых проверок. Организации необходимо пересмотреть суммы, относимые на оплату труда работников, и соразмерно уточнить свои налоговые обязательства.
При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы также учитывают любую имеющуюся у них информацию о выплате налогоплательщиком заработной платы ниже прожиточного минимума, неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неофициальном оформлении трудовых отношений и иную аналогичную информацию. Факты выплаты "теневой" или "серой" заработной платы свидетельствуют не только о занижении налоговой базы по НДФЛ, но также и о наличии у организации иных правонарушений. Зарплата "в конвертах" выплачивается за счет неучтенных наличных денежных средств, само существование которых в организации говорит о недобросовестности налогоплательщика (письмо УФНС по г. Москве от 08.08.2007 N 15-08/075418).
Такую информацию налоговый орган может получить в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов (органов МВД, банков, трудовой инспекции и т.п.).
Следует также учитывать, что факт выплаты заработной платы ниже регионального прожиточного минимума или МРОТ может послужить основанием для вызова налогоплательщика в налоговый орган на заседание комиссии по легализации налоговой базы, а при отсутствии положительных тенденций - назначение выездной налоговой проверки (см. письма Минфина России от 25.02.2016 N 03-01-11/10342 и ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722@, УФНС России по г. Москве от 02.12.2013 N 13-11/124520@).
В то же время следует учесть, что факт резкого повышения заработной платы после беседы с комиссией может утвердить налоговый орган во мнении о существовании у налогоплательщика форм скрытой заработной платы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах