Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое на момент его вынесения содержит наименование налогоплательщика, перечень проверяемых налогов и проверяемый период (п. 2 ст. 89 НК РФ).
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
Ограничение глубины периода проверки трехгодичным сроком не касается текущего года деятельности налогоплательщика. Согласно позиции судов различных инстанций, положения ст. 89 НК РФ не содержат запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.06.2014 N Ф04-4057/14 (определением ВС РФ от 09.09.2014 N 304-КГ14-737 оставлено в силе), постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.02.2013 N Ф03-453/13 (определением ВАС РФ от 26.04.2013 N ВАС-4862/13 оставлено в силе)).
Данной позицией руководствуются налоговые органы при определении проверяемого периода (см. письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@, решение ФНС России от 10.08.2015 N 315).
Таким образом, если решение о проведении выездной проверки вынесено, например, в 2016 году, то в рамках данной проверки налоговая инспекция имеет право проверить любые налоговые периоды, начиная с 1 января 2013 года, в том числе, отчетные периоды текущего 2016 года. Более ранние периоды проверке не подлежат.
Из приведенного правила существует несколько исключений, когда проверяемый в ходе выездной налоговой проверки период может превышать три года:
Случаи, когда проверяется период, превышающий 3 года | Основание |
Проведение выездной проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации - проверяется период, за который такая декларация представлена, в том числе выходящий за пределы 3-х лет (независимо от того, в какую сторону в уточненной декларации корректируется сумма ранее заявленного к уплате налога, но при условии, что ранее этот период по этому налогу не проверялся) | абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ*(1) |
Проведение повторной выездной проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного - проверяется период, за который такая декларация представлена, в том числе выходящий за пределы 3-х лет | пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ*(2) |
Проведение выездной проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области, в части правильности исчисления и полноты уплаты сумм налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта) и налога на имущество организаций (в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта), - ограничение периода проверки не действует при условии, если решение о назначении такой проверки вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты резидентом указанной суммы налога | п. 16.1 ст. 89 НК РФ, п. 10 ст. 288.1 НК РФ, п. 7 ст. 385.1 НК РФ |
Проведение выездной проверки налогоплательщика, применяющего спецрежим при выполнении соглашения о разделе продукции - проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения начиная с года его вступления в силу. | п. 1 ст. 346.42 НК РФ |
Проведение выездной проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта и организации, статус участника регионального инвестиционного проекта которой прекращен - может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, в случае, если капитальные вложения в соответствии с таким проектом должны быть осуществлены в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов. | |
Примечание: *(1) Соответствующие разъяснения территориальным налоговым органам даны ФНС России в письмах от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ (пп. 1.3.2), от 29.05.2012 N АС-4-2/8792. При этом момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки; до ее проведения; после проведения), для применения нормы значения не имеет. *(2) По данному основанию может быть назначена повторная выездная налоговая проверка и в случае, если в представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций увеличена сумма первоначально заявленного убытка. При этом предметом данной проверки могут быть только данные, которые изменялись налогоплательщиком либо связаны с указанной корректировкой (см. постановлении ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09, письмо ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@). |
ФНС России рекомендовала налоговым органам устанавливать проверяемый период исходя из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, подлежащим проверке. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем проверяемым налогам. При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам, как правило, устанавливается единый период, за который проводится проверка (пп. 1.3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах