Решение о проведении выездной налоговой проверки
В силу п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Обязательные реквизиты, которые должно содержать решение о проведении выездной налоговой проверки установлены в п. 2 ст. 89 НК РФ. Согласно данной норме решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Решение о проведении выездной налоговой проверки составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Форма решения предусматривает ознакомление с ним под роспись лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка. При этом ни НК РФ, ни указанным приказом ФНС России не предусмотрены сроки и способ ознакомления с решением. На этот факт обращает внимание и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 17.02.2016 N 03-02-07/1/8635).
НК РФ установлен срок проведения выездной налоговой проверки, который исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). Исчисление этого срока не зависит от даты ознакомления проверяемого лица с решением.
В то же время решение о проведении выездной налоговой проверки вместе со служебными удостоверениями являются документами, на основании которых проверяющие должны быть допущены к проведению проверки на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 91). При отсутствии решения проводить проверку инспекторы не вправе (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
На практике решение вручается налогоплательщику в тот момент, когда инспекторы приходят в организацию для проведения проверки. Также решение может быть выслано по почте заказным письмом. Такое происходит, например, в ситуации, когда налоговый орган не может определить фактическое место нахождения налогоплательщика. Отсутствие подписи налогоплательщика об ознакомлении с решением о проведении выездной проверки не лишает налоговый орган права на проведение проверки (письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/62 и ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопрос 9)).
В случае, если решение о проведении выездной проверки налогоплательщиком не получено, он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему копии этого документа. Обязанность удовлетворить данную просьбу возложена на налоговый орган пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ.
При ознакомлении с решением о проведении выездной проверки важно обратить внимание на правильность заполнения всех его реквизитов. Так, например, не вправе принимать решение о проведении самостоятельной выездной налоговой проверки налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения недвижимого имущества (постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2011 N Ф07-13940/2010, от 14.05.2008 N А56-31372/2007). В этом случае налогоплательщик имеет право не пускать проверяющих на свою территорию (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Некорректное заполнение решения может также впоследствии послужить основанием для оспаривания вынесенного по результатам этой проверки решения налогового органа (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Например, невключение в перечень проверяемых налогов конкретного вида налога влечет отсутствие права у должностных лиц налогового органа проверять правильность и своевременность уплаты данного налога. В этом случае налогоплательщик сможет впоследствии оспорить правомерность доначислений по такому налогу в случае их отражения в акте проверки и решении, вынесенном по итогам проверки (см. постановление ФАС Центрального округа от 21.12.2007 N А08-14181/04-25-9-25).
При проведении комплексной проверки всей деятельности налогоплательщика в решении в качестве предмета проверки допускается указывать "по всем налогам и сборам" (см. постановления ФАС Поволжского округа от 02.10.2012 N Ф06-6795/12, ФАС Уральского округа от 10.02.2011 N Ф09-288/11-С3, ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N Ф07-8115/2010).
Обычные технические ошибки, не приводящие к нарушению прав налогоплательщика, с большой вероятностью не повлияют на исход спора о правомерности вынесенного по итогам проверки итогового решения. К числу таких ошибок можно отнести, например:
- неверное указание в решении о проведении проверки ИНН налогоплательщика (см. постановление ФАС Уральского округа от 25.08.2010 N Ф09-6740/10-С3);
- неверное указание номера решения о назначении выездной налоговой проверки в последующих решениях инспекции, принимаемых в ходе проведения проверки (постановление Восьмого ААС от 01.04.2013 N 08АП-1564/13);
- указание в решении несуществующего филиала, при проверке организации, имеющей филиалы, представительства (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 N Ф02-4837/12).
Решение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).
Тема
Порядок проведения выездной налоговой проверки
См. также
Изменения в решение о проведении выездной налоговой проверки
Какой налоговый орган проводит выездную налоговую проверку
Предмет выездной налоговой проверки
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Заявление о предоставлении копии решения о проведении выездной налоговой проверки
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах