Применение ЕНВД при реализации товаров по государственным (муниципальным) заказам
Для перевода деятельности в сфере розничной торговли на систему налогообложения в виде ЕНВД необходимо одновременное соблюдение двух условий:
- осуществление деятельности через объекты, предусмотренные подпунктами 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ;
- реализация товаров покупателям в розницу, то есть для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Согласно двенадцатому абзацу ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Минфин России и налоговые органы в своих письмах неоднократно разъясняли, что в целях применения ЕНВД под розничной торговлей следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары (см., например, письма Минфина России от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, от 04.04.2013 N 03-11-11/137, от 18.03.2013 N 03-11-11/107).
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. Согласно п. 2 ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522 ГК РФ).
При этом к розничной торговле не относится реализация в соответствии с договорами поставки, осуществляемая в соответствии со ст. 506 ГК РФ.
Минфин России считает, что заключение договоров розничной купли-продажи с муниципальными и государственными учреждениями в принципе представляется необоснованным (см. письма Минфина России от 07.02.2011 N 03-11-06/3/15, от 09.03.2010 N 03-11-11/44, от 01.12.2009 N 03-11-09/386, от 01.12.2009 N 03-11-09/387).
Кроме того, специалисты финансового ведомства также указывают на то, что в отличие от договора розничной купли-продажи, который является публичным договором, договор поставки по государственному (муниципальному) контракту, а также по гражданско-правовому договору бюджетного учреждения не носит признаков публичности, указанных в ст. 426 ГК РФ, и заключается в соответствии с результатами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и пр. Следовательно, деятельность по реализации товаров, в том числе бюджетным и некоммерческим организациям на основе договоров поставки, а также по государственным (муниципальным) контрактам, содержащим признаки договора поставки, относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от ведения которой подлежат налогообложению в общем порядке либо в соответствии с УСН (см. письма Минфина России от 24.01.2014 N 03-11-11/2430, от 04.07.2013 N 03-11-11/25823, от 23.11.2012 N 03-11-11/355 и др., ФНС России от 30.12.2011 N ЕД-4-3/22628@, от 10.10.2011 N 03-11-11/257, от 24.05.2011 N 03-11-11/136 и др., постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2014 N Ф09-3603/14).
Судебные органы, классифицируя отношения между сторонами сделки, указывают, что если между сторонами фактически сложились отношения по договору поставки, а не розничной купли-продажи, то ЕНВД не применяется (см. постановления ВАС РФ от 04.10.2011 N 5566/11, ФАС Центрального округа от 09.11.2012 N Ф10-3873/12, ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2013 N Ф03-754/13, от 13.06.2012 N Ф03-1656/12, ФАС Поволжского округа от 13.03.2013 N Ф06-1251/13, ФАС Уральского округа от 11.05.2012 N Ф09-3384/12, ФАС Северо-Кавказского округа от 02.08.2012 N Ф08-4248/12). При этом они отмечают, что факторами, которые могут свидетельствовать об осуществлении продавцом деятельности в рамках договора поставки, могут выступать предварительное согласование существенных условий поставки (наименование и количество товара), доставка товара до покупателя и пр., наличие ответственности сторон за нарушение сроков и объема поставки, а также за нарушение сроков оплаты и др.
Однако по рассматриваемому вопросу существует и иная точк зрения. Например, в письме Минфина России от 23.11.2012 N 03-11-11/355 отмечено, что предпринимательская деятельность, связанная с розничной торговлей товарами за безналичный расчет бюджетным учреждениям, и осуществляемая в рамках договоров розничной купли-продажи, может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД. Ранее в письмах Минфина России от 21.04.2011 N 03-11-11/100, от 04.03.2011 N 03-11-11/49, от 09.02.2009 N 03-11-09/38, от 08.06.2007 N 03-11-05/131 указывалось, что предпринимательская деятельность по реализации товаров бюджетным учреждениям (школам, детским садам, центрам детского творчества, институтам, детским домам и т. д.) не для целей последующей перепродажи как за наличный, так и за безналичный расчет, осуществляемая исключительно в рамках договоров розничной купли-продажи (в том числе по разовым договорам розничной купли-продажи), может быть признана розничной торговлей и переведена на ЕНВД. Таким образом, Минфин в принципе допускает возможность применения норм о розничной купле-продаже к договорам, заключенным с бюджетными учреждениями.
Суды тоже подтверждают возможность применения ЕНВД при продаже товаров учреждениям госсектора. Так, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2012 N Ф07-5051/12, от 15.05.2012 N А52-1715/2011, от 24.04.2012 N Ф07-2861/12, ФАС Дальневосточного округа от 01.02.2012 N Ф03-2981/2011 отмечено, что факт заключения именно государственного или муниципального контракта не влияет на право продавца уплачивать ЕНВД. Связано это с тем, что необходимость заключения муниципальных и государственных контрактов обусловлена правовым статусом покупателей товаров - муниципальных и государственных учреждений, а не сферой предпринимательской деятельности. В свою очередь особый правовой статус покупателей не исключает того, что фактические правоотношения по приобретению продукции можно квалифицировать как розничную торговлю (см. также постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2013 N Ф04-254/13, от 16.01.2013 N Ф04-6417/12, ФАС Волго-Вятского округа от 29.06.2010 N А17-892/2009).
Другие суды, ссылаясь на статьи 492 и 506 ГК РФ, указывают, что признаком, позволяющим отличить розничную куплю-продажу от поставки, является конечная цель использования покупателем приобретенного товара независимо от формы расчетов (наличной или безналичной) и категории покупателей (физических или юридических лиц, в том числе, бюджетных учреждений). Подобные выводы содержатся в определениях ВАС РФ от 11.11.2010 N ВАС-14672/10, от 05.06.2009 N 6325/09, постановлениях ФАС Центрального округа от 17.01.2011 N Ф10-5625/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.11.2010 N А53-5418/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 07.10.2010 N А17-8894/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.04.2010 N А78-4905/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.2010 N А81-1989/2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах