Экспертиза при проведении выездной налоговой проверки
Подпунктом 11 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, налоговым органом на договорной основе может быть привлечен эксперт.
Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ).
Назначение экспертизы возможно также в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимых в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ).
Форма постановления о назначении экспертизы утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Перечень конкретных видов экспертного исследования НК РФ не закреплен. Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда РФ, определение статьей 95 НК РФ сферы и общей характеристики необходимых специальных познаний, при одновременном установлении гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков при проведении экспертизы (пункты 6, 7 и 9), позволяет получить при осуществлении мероприятий налогового контроля достоверную и объективную информацию для целей налогообложения и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод налогоплательщиков (см. определение КС РФ от 16.07.2009 N 928-О-О).
Как правило, при проведении мероприятий налогового контроля налоговыми органами используются следующие виды экспертиз (см. п. 10.2 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@):
- по установлению принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров;
- по определению стоимости товара;
- по оценке стоимости недвижимого имущества, основных фондов, нематериальных активов, сметной стоимости строительства;
- по определению объема выполненных работ (услуг), количества произведенной продукции (добычи полезных ископаемых), товаров;
- исследование информации на машинных носителях;
- почерковедческая экспертиза и др.
Не допускается назначение экспертизы:
- по вопросам бухгалтерского учета (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.10.2009 N А63-2530/2009);
- по вопросам права (см. постановление ФАС Центрального округа от 25.03.2008 N А35-808/07-С8, постановление Седьмого ААС от 26.12.2009 N 07АП-9874/09, определением ВАС РФ от 02.08.2010 N ВАС-9997/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра);
- по другим вопросам, познаниями по которым, либо полномочиями по разрешению которых должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа в соответствии с законодательством о налогах и сборах, их должностными обязанностями. Так, например, правом расчета налогов (определения налоговой базы) в рамках реализации целей и задач налогового контроля наделены именно налоговые органы. Применение экспертного метода расчета налога законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Поволжского округа от 23.06.2011 N Ф06-3347/11).
Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 95 НК РФ). Следовательно, с учетом положений ст. 89 НК РФ проводиться она должна в пределах срока проведения налоговой проверки.
При этом согласно п. 9 ст. 89 НК РФ для проведения экспертиз руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.
Обязанность налоговых органов назначать экспертизу по заявлению налогоплательщика НК РФ не предусмотрена (см. письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-02-07/1-495).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах