Постоянное представительство иностранной организации в целях налогообложения прибыли
Согласно п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налогообложения понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:
- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением подготовительной и вспомогательной деятельности, предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ). На основании п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. С 1 сентября 2014 года представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
Термин "представительство" в отношении иностранного лица используется в типичном для международного права значении - представительство юридического лица-резидента, находящееся за пределами страны его происхождения, и поэтому весьма условно соотносится с положениями ст. 55 ГК РФ. Поэтому в целях НК РФ (вне зависимости от выполнения условий и требований ст. 55 ГК РФ) наличие постоянного представительства иностранного лица определяется, прежде всего, регулярностью осуществления предпринимательской деятельности на территории РФ.
Специалисты Минфина России и налоговых органов в своих разъяснениях (см., например, письма Минфина России от 23.03.2010 N 03-08-05, от 19.08.2005 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 02.05.2006 N 20-12/36659) отмечают, что критериями для квалификации деятельности иностранной организации в РФ как приводящей к образованию постоянного представительства, являются:
- наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ;
- ведение иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;
- регулярность осуществления предпринимательской деятельности.
Однако критерий регулярности налоговым законодательством не определен, что позволяет трактовать его по-разному. Организация может считать свою деятельность регулярной, если, например, в течение налогового периода она совершила в России несколько однородных по содержанию сделок. Такой вывод следует из письма Минфина России от 19.08.2005 N 03-08-05. В письме от 01.10.2008 N 03-08-05 представители Минфина России разъяснили, что единичные факты совершения каких-либо хозяйственных операций в РФ не рассматриваются как "регулярная деятельность". Ранее понятие регулярной деятельности раскрывалось в п. 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (отменены приказом ФНС России от 19.12.2012 N ММВ-7-3/980@), согласно которому регулярной является деятельность обособленных подразделений иностранных организаций, вставших или обязанных встать на учет в налоговых органах. В остальных случаях соответствие критерию "регулярная деятельность" определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации или иных организаций или физических лиц в пользу иностранной организации в каждом конкретном случае. При этом единичные факты совершения каких-либо хозяйственных операций в РФ, например отдельные факты продажи в России принадлежащего иностранной организации на праве собственности недвижимого имущества, не могут рассматриваться как "регулярная деятельность".
При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат:
- даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности,
- даты фактического начала такой деятельности.
Если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему такую лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2-4 ст. 308 НК РФ.
Также иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п. 2 ст. 306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент) (п. 9 ст. 306 НК РФ).
Статьей 7 НК РФ установлен приоритет норм международного договора РФ над нормами НК ФР. Следовательно, если международным договором РФ установлены иные критерии для квалификации деятельности иностранной организации в РФ, как приводящей к образованию постоянного представительства, необходимо применять нормы международного договора РФ (см. письма Минфина России от 25.01.2013 N 03-08-05, от 01.11.2012 N 03-02-07/1-271, от 18.01.2005 N 03-05-01-05/4).
Тема
Особенности налогообложения налогом на прибыль иностранных организаций
См. также
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах