Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения вышестоящим налоговым органом
Исчерпывающий перечень оснований оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения установлен в ст. 139.3 НК РФ*(1).
Вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части, если установит наличие хотя бы одного из следующих оснований (п.1 ст. 139.3 НК РФ):
1) жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ (то есть, жалоба не подписана лицом, ее подавшим, или его представителем, либо направлена в электронной форме с нарушением установленных форматов и порядка представления жалобы в электронной форме),
или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу*(2);
При подаче жалобы на бумажном носителе следует учитывать, что законодательством о налогах и сборах иной, помимо собственноручного, способ оформления подписи в жалобе не предусмотрен. Факсимильное воспроизведение подписи при реализации права на обжалование не допускается (см.постановление АС Поволжского округа от 25.10.2016 N Ф06-13814/16).
2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
Данное основание не применяется к апелляционной жалобе (п. 4 ст. 139.3 НК РФ). И это логично, так как срок подачи апелляционной жалобы ограничен фактом вступления в силу обжалуемого решения. Подаваемая после вступления обжалуемого решения в силу жалоба лишь теряет статус апелляционной (это следует из определений жалобы и апелляционной жалобы, приведенных в п. 1 ст. 138 НК РФ).
3) до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) от лица, ее подавшего, поступило заявление об ее отзыве полностью или в части;
4) ранее подана жалоба (апелляционная жалоба) по тем же основаниям.
Со 2 июня 2016 года введена обязанность налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, при получении жалобы принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. И в случае устранения таких нарушений налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (п. 1.1 ст. 139 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ).
С этой же даты действует новое основание для оставления жалобы без рассмотрения:
5) до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном п. 1.1 ст. 139 НК РФ (применяется при рассмотрении и принятии решения по жалобе, поданной со 2 июня 2016 года, и не применяется при подаче апелляционной жалобы).
В случае установления любого из вышеперечисленных обстоятельств вышестоящий налоговый орган не рассматривает жалобу (апелляционную жалобу) по существу и выносит решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.
Срок принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части не должен превышать 5 рабочих дней со дня ее получения, а в случае поступления заявления об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части - со дня получения такого заявления. В случае, предусмотренном пп. 5 п. 1 ст. 139.3 НК РФ, налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение 5 рабочих дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.
Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется ее подателю, в течение 3 рабочих дней со дня его принятия (п. 2 ст. 139.3, п. 6 ст. 6.1 НК РФ)*(3).
Вынесенное вышестоящим налоговым органом решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения не свидетельствует о соблюдении налогоплательщиком обязательного досудебного порядка обжалования, поскольку жалоба не рассмотрена вышестоящим налоговым органом по существу. На это указывают суды, признавая невозможность оспаривания в суде соответствующих решений налоговых органов (см., например, постановления Пятого ААС от 05.05.2014 N 05АП-5318/14, Семнадцатого ААС от 12.05.2014 N 17АП-5768/14).
Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с соответствующей жалобой. Исключение составляют случаи оставления жалобы без рассмотрения, когда до принятия решения по жалобе она была отозвана полностью или в части или ранее была подана жалоба по тем же основаниям (п. 3 ст. 139.3 , п. 7 ст. 138 НК РФ).
Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) возможно в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы (п. 6 ст. 138 НК РФ).
При подаче апелляционной жалобы месячный срок вступления в силу обжалуемого решения нижестоящего налогового органа фактически продлевается до момента принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ). Исключение составляет случай, если апелляционная жалоба будет оставлена без рассмотрения. В этом случае обжалуемое решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п. 3 ст. 101.2 НК РФ).
_____________________________
*(1) Норма действует со дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ. Этот перечень дополнен Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ. Поправки вступили в силу 2 июня 2016 года и применяются при рассмотрении и принятии решения по жалобе (апелляционной жалобе), поданной после этой даты.
*(2) Возможность направить жалобу (апелляционную жалобу) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика установлена в п. 1 ст. 139.2 НК РФ Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ и действует со 2 июня 2016 года.
При подаче жалобы (апелляционной жалобы) до 2 июня 2016 года вышестоящий налоговый орган мог отказать в ее рассмотрении, если жалоба не подписана подавшим ее лицом или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание
*(3) До 2 июня 2016 года вышестоящий налоговый орган обязан был не вручить такое решение ее подателю, а сообщить в письменной форме. При этом налоговое законодательство не определо способ сообщения налогоплательщику о вынесенном по жалобе решении, в связи с чем вручение решения способами, предусмотренными п. 4 ст. 31 НК РФ, оценивалось судами надлежащим извещением (см., например, постановление Девятнадцатого ААС от 26.03.2014 N 19АП-73/14).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах