Ведение налоговым органом карточек расчетов с бюджетом
Состояние расчетов с бюджетом отражается в карточке расчетов с бюджетом местного уровня (далее - карточка РСБ), которую на каждого налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов) ведут налоговые органы.
Непосредственно нормы НК РФ не устанавливают какого-либо порядка сбора и отражения налоговыми органами информации по расчетам налогоплательщика с бюджетом.
Карточка РСБ оформляется в соответствие с Едиными требованиями к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утвержденными приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ (далее - Единые требования). Форма карточки РСБ приведена в Приложении 1 к Единым требованиям. Она состоит из двух частей - призначной (раздел I) и основной, содержащей блоки начисления, поступления и сальдо расчетов (раздел II).
Карточки РСБ открываются по каждому из КБК, относящихся к соответствующему налогу, сбору, страховым взносам и соответствующему восьмизначному коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов *(1) (п. 2 Раздела II Единых требований).
В зависимости от возлагаемых законодательством о налогах и сборах на одно и то же юридическое или физическое лицо обязанностей налоговые органы открывают ему отдельные карточки РСБ (п. 2 Раздела I Единых требований):
- по налогоплательщику (плательщику сбора, страховых взносов);
- по налоговому агенту (с указанием соответствующего значения статуса плательщика и КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору);
- по месту нахождения налоговых органов, вынесших решения (постановления, протоколы) о начислении штрафов за налоговые правонарушения, которые невозможно отнести к конкретному налогу, сбору, а также за административные правонарушения независимо от места постановки на учет в налоговом органе лиц, в отношении которых вынесены такие решения. Информация из данных карточек учитывается при формировании информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" регионального уровня*(2).
Состояние расчетов плательщика по соответствующему налогу (сбору), страховым взносам определяется после каждой проведенной операции по начислению (уменьшению), поступлению платежей, зачету или возврату соответствующих сумм (раздел IX Единых требований).
Основаниями для внесения информации в карточку РСБ являются:
|
Основания заполнения |
Примечание |
Блок начислений (по начисленным налогам, сборам, страховым взносам, штрафам, пеням) |
- налоговая декларация (уточненная налоговая декларация), расчет авансовых платежей; - расчет по страховым взносам; - решение по результатам налоговой проверки (камеральной, выездной); - решение вышестоящего налогового органа, отменяющее или изменяющее налоговое решение; - другое (например, судебное) решение, определяющее или изменяющее сумму начислений |
При заполнении блока предусмотрено указание дат (разделы VI, VIII, X Единых требований): - дата осуществления записи; - дата документа-основания, в частности: дата получения (регистрации в налоговом органе) декларации; дата соответствующего решения*(3); - дата, по которую начислены пени (справочно). |
Блок поступлений (по уплаченным (поступившим на соответствующие счета Федерального казначейства) налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам) |
расчетные (платежные) документы на уплату налогов (раздел IV Единых требований), в т.ч.: - платежные поручения (оформленные как самим плательщиком, так и банком, органом Федерального казначейства, организацией почтовой связи, централизованной бухгалтерией и др. в установленных случаях), - поручения налогового органа (инкассовые поручения), - платежные документы формы N ПД (налог), N ПД-4сб (налог), - другие документы, подтверждающие уплату налогов; - информация, подтверждающая исполнение решений налогового органа на уточнение, зачет (в т.ч. межрегиональный), возврат платежа |
В блоке указываются даты: - дата осуществления записи; - дата документа-основания (дата утверждения соответствующего решения)*(3); - дата списания средств со счета плательщика или вынесения решения о зачете; - дата зачисления средств на соответствующий счет Федерального казначейства. |
Следует учитывать, что суммы, поступившие на соответствующий счет Федерального казначейства по расчетным документам, в которых допущены ошибки, не позволяющие однозначно идентифицировать платеж, поступают в разряд невыясненных платежей. Они учитываются налоговым органом отдельно и в карточке РСБ не указываются. Такие суммы отражаются в карточке РСБ только после их выяснения и принятия решения об уточнении платежа в порядке, установленном п. 7 ст. 45 НК РФ (раздел V Единых требований).
Из п. 2 раздела IX Единых требований следует, что в карточке РСБ итоги должны подводиться ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным.
Тем не менее какие-либо конкретные сроки для отражения информации в карточке РСБ не определены.
Указанная карточка является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов, то есть в порядке, не регламентированном налоговым законодательством. Поэтому, как зачастую указывают судьи, неотражение (несвоевременное) отражение в ней (ранее - в карточке лицевого счета налогоплательщика) сведений о налоговых платежах и начислениях, суммах задолженности или переплаты и т.п. само по себе не ущемляет прав налогоплательщиков (например, постановления Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04, от 18.03.2003 N 8156/02, от 05.11.2002 N 6294/01, ФАС Дальневосточного округа от 10.12.2012 N Ф03-5707/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.04.2012 N Ф04-1105/12).
Однако наличие или отсутствие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах и начислениях не имеет для налогоплательщика значения пока незаконно не устанавливает каких-либо обязанностей по уплате налоговых платежей, не является основанием для взыскания платежей или не препятствует осуществлению прав налогоплательщика иным образом.
Так, неправомерное отражение в карточке РСБ сумм недоимки (задолженности) вследствие, например, неуказания налоговым органом суммы уплаченного налога, может, в частности:
- привести к выставлению требования об уплате налога и его принудительному взысканию (п. п. 1, 2 ст. 45 НК РФ);
- препятствовать реализации налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченного налога, поскольку условием возврата является зачет переплаты в счет имеющейся недоимки (п. 6 ст. 78 НК РФ).
В обратной ситуации, например в карточке РСБ ошибочно указана сумма переплаты, налогоплательщик не вправе требовать возврата этой суммы, не являющейся переплатой исходя из документов бухгалтерского учета, платежных документов и деклараций (в том числе уточненных) (постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2012 N Ф06-6763/12).
Карточка РСБ, в которой отражены неполные или недостоверные сведения, может служить основанием для выдачи налогоплательщику недостоверной справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ)*(4). Достоверность сведений, указанных в справке, предполагает их полноту и объективность, а также соответствие реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов на дату выдачи справки (постановление Тринадцатого ААС от 24.05.2013 N 13АП-7540/13).
Наличие отраженной в справке задолженности (при её фактическом отсутствии) может препятствовать финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Например, сделать невозможным его участие в тендерах и конкурсах, получать лицензии, кредиты, мешать нормальному осуществлению научно-исследовательской и предпринимательской деятельности, ограничивать её. См. постановления Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 4381/09, ФАС Московского округа от 18.06.2008 N КА-А40/5316-08, ФАС Северо-Западного округа от 13.07.2007 N А56-42912/2006, Двенадцатого ААС от 25.11.2011 N 12АП-8368/11.
В таких случаях можно говорить о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика, вследствие чего он вправе обжаловать действие (бездействие) налогового органа и обязать его внести соответствующую информацию или корректировки в карточку РСБ (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).
______________________________
*(1) Код ОКТМО не является обязательным признаком только при открытии карточек РСБ по федеральным налогам и сборам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета.
*(2) Информационный ресурс "Расчеты с бюджетом" регионального уровня", включая состав передаваемых реквизитов карточки РСБ, утвержден приказом ФНС России от 29.11.2016 ММВ-7-1/645@ "Об утверждении информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" регионального уровня" (вступил в силу с 01.02.2017).
Кроме того, налоговыми органами в контрольной работе, для предпроверочного анализа и проведения выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков, а также для формирования статистической налоговой отчетности и мониторинга поступления налогов и сборов по крупнейшим налогоплательщикам в бюджеты регионов и бюджеты муниципальных образований используется информация, содержащаяся в информационном ресурсе "Расчеты с бюджетом" федерального уровня (приказ ФНС России от 15.10.2007 N ММ-3-13/573).
*(3) Если основанием для внесения записи является решение налоговых органов и судов, то информация в карточках РСБ отражается после вступления соответствующих актов в законную силу.
*(4) Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам формируется по данным информационных ресурсов инспекции ФНС России и учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых юридическим или физическим лицом ((п. 1 раздела I, п. 7 раздела II Приложения N 3 к приказу ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.