Инкассовое поручение на перечисление сумм налога в бюджет
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика, а также за счет его электронных денежных средств (далее - ЭДС) производится по решению налогового органа путем направления им в банк соответствующего поручения (инкассового поручения)*(1) на списание и перечисление необходимых денежных средств в бюджетную систему РФ (п.п. 2, 6.1 ст. 46 НК РФ, глава 7 положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П)).
Поручение может быть направлено на бумажном носителе или в электронной форме.
Формы поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика, поручения на перевод ЭДС, поручения на продажу иностранной валюты с валютного счета плательщика, решения о приостановлении действия этих поручений и об их отмене утверждены приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@.
Порядок направления в банк документов налогового органа в электронной форме установлен Положением ЦБР от 06.11.2014 N 440-П.
Поручение направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной ГК РФ (п.п. 2, 4 ст. 46 НК РФ, ст. 855 ГК РФ, письма Минфина России от 06.03.2014 N 03-02-07/1/9689, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9526, от 15.09.2011 N 03-02-07/1-330).
Нормами ст. 46 НК РФ не предусмотрена возможность банка по каким-либо причинам не исполнять полученное поручение (письмо Минфина России от 27.04.2009 N 03-02-07/1-202), даже если оно направлено повторно.
Вместе с тем банки не смогут принять эти поручения (инкассовые поручения) к исполнению в случае нарушения налоговым органом установленных требований к их оформлению.
Так Положение N 383-П предусматривает определенный контроль при процедуре приема к исполнению поручения. При отрицательном результате этой процедуры банк не принимает распоряжение к исполнению и возвращает его отправителю (либо, в случае получения поручения в электронном виде, направляет уведомление в электронном виде об аннулировании распоряжения) (п.п. 2.1, 2.13 Положения N 383-П)*(2).
В любом случае поручение налогового органа должно содержать (п. 5 ст. 46 НК РФ):
- указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога;
- сумму, подлежащую перечислению.
Налог уплачивается в рублях, поэтому при взыскании с валютного счета налогоплательщика в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты, налоговый орган одновременно направляет поручение банку на продажу валюты (п. 5 ст. 45, п. 5 ст. 46 НК РФ). Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).
Поручение налогового органа должно быть исполнено банком не позднее (если это не нарушает установленную ст. 855 ГК РФ очередность платежей) (п.п. 6, 6.1 ст. 46 НК РФ):
- 1 операционного дня, следующего за днем получения банком указанного поручения, при взыскании с рублевых счетов;
- 2 операционных дней, если взыскание производится с валютных счетов.
При этом каких-либо сроков для направления поручения в банк нормы НК РФ не устанавливают. Как указывают судьи, из содержания п. 3 ст. 46 НК РФ следует, что указанный в ней двухмесячный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк (постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13)*(3).
Направление поручения по истечении указанного срока, независимо от причин его пропуска, является недопустимым (постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2007 N 8661/07). Действия налогового органа в случае направления поручения в банк за пределами установленного срока могут служить одним из оснований для признания процедуры взыскания налога нарушенной.
Следует отметить, что приведенные выводы судов касаются сроков направления в банк первичного инкассового поручения и не подлежит применению к ситуациям, когда выставленное в указанный срок инкассовое поручение было возвращено банком по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета. В таких случаях срок выставления повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика определяется с учетом положений п. 7 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ в пределах одного года с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога (постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13).
______________________________
*(1) Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчетах по распоряжениям взыскателей средств (п. 7.1 Положения N 383-П)
*(2) Ранее возможность не исполнять оформленные с нарушениями инкассовые поручения была предусмотрена п. 8.8 Положения ЦБР от 03.10.2002 N 2-П, утратившего силу с даты вступления в силу Положения N 383-П. Указанным пунктом ответственному исполнителю банка также предписывалось осуществлять проверку поступивших инкассовых поручений на соответствие требованиям по их форме и оформлению. Несоответствующие этим требованиям поручения не принимались к исполнению и возвращались взыскателю, что признавалось правомерным и судами (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2011 N Ф07-1292/2011)
*(3) В силу п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах