Порядок проведения налогового мониторинга
Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга (п. 2 ст. 105.26 НК РФ).
Налоговый мониторинг осуществляется по месту нахождения налогового органа. Проводят его уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. С этой целью в составе Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам создаются соответствующие рабочие группы (п. 1 ст. 105.29 НК РФ, письмо ФНС России от 14.09.2015 N СД-4-15/16073@).
Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию (далее -- организация). В отношении участника КГН проверяется также правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по КГН.
При проведении налогового мониторинга налоговый орган получает возможность доступа в режиме реального времени к документам и данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика с целью проверки правильности и своевременности отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения. Порядок взамодействия и представления необходимых документов (информации) определяется в регламенте информационного взаимодействия (п. 6 ст. 105.26 НК РФ).
При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов, а с 3 августа 2016 г. - также привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном ст. ст. 95 и 96 НК РФ (п. 3 ст. 105.29 НК РФ).
Истребуемые документы (информация), пояснения представляются организацией в порядке, определенном в п.п. 4-6 ст. 105.29 НК РФ.
В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий (п. 6 ст. 105.29 НК РФ).
При проведении налогового мониторинга налоговым органом могут быть выявлены:
- противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
- несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.
Об этом налоговый орган сообщает организации с требованием представить в течение 5 рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 рабочих дней. Форма требования о предоставлении пояснений утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии будет установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган составляет не акт (как это предусмотрено при проведении налоговых проверок), а мотивированное мнение (п. 2 ст. 105.29, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Мотивированное мнение налогового органа (далее - мотивированное мнение) отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.
Порядок составления мотивированного мнения органа установлен в ст. 105.30 НК РФ. Указанный порядок предусматривает возможность составления налоговым органом мотивированного мнения не только по собственной инициативе, но и по запросу самой организации (п.п. 1, 2 ст. 105.30 НК РФ).
Форма мотивированного мнения и требования к его составлению, а также иные формы документов, используемых при проведении налогового мониторинга утверждены приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@.
Выполняет организация мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).
Организация вправе не согласиться с мотивированным мнением. В любом случае при получении мотивированного мнения у организации возникает обязанность в течение 1 месяца представить в налоговый орган, составивший это мотивированное мнение:
- в случае согласия с мотивированным мнением - соответствующее уведомление (п. 6 ст. 105.30 НК РФ);
- в случае несогласия с мотивированным мнением - разногласия (п. 8 ст. 105.30 НК РФ).
В случае представления разногласий в ФНС России инициируется проведение взаимосогласительной процедуры (ст. 105.31 НК РФ).
При проведении налогового мониторинга действуют ограничения на проведение налоговых проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 и п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ). В частности, налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг. Исключение составляет ряд случаев, в числе которых - невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. В случае проведения выездной налоговой проверки по этому основанию, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением (пп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
О наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга, налоговый орган уведомляет организацию в срок не позднее двух месяцев с даты окончания проведения налогового мониторинга (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).
Тема
См. также
Регламент информационного взаимодействия при проведении налогового мониторинга
Истребование документов при проведении налогового мониторинга
Способы представления документов, истребуемых при проведении налогового мониторинга
Мотивированное мнение налогового органа
Ограничения на проведение налоговых проверок при осуществлении налогового мониторинга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах