Способы направления налоговым органом требования о предоставлении документов (информации)
Порядок направления требования о представлении документов при проведении налоговой проверки определен в ст. 93 НК РФ. В таком же порядке истребуются документы (информация) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информация о конкретных сделках (п. 4. ст. 93.1 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 93 НК РФ в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.
Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ.
При этом п. 4 ст. 31 НК РФ предоставляет налоговым органам возможность передачи документов документов по их усмотрению следующими способами:
- вручение непосредственно под расписку лицу, которому они адресованы, или его представителю;
- направление по почте заказным письмом;
- передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота, а с 1 июля 2015 года - либо через личный кабинет налогоплательщика (согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ).
При этом право налогового органа в выборе способа направления требования налогоплательщику ограничено только в отношении лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме - им требование должно передаваться в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (п. 4 ст. 31 НК РФ)*(1).
Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. (абз. 5 п. 4 ст. 31 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ, вступившей в силу с 5 декабря 2014 года)
Следует учитывать, что сроки представления истребованных налоговым органом документов и информации исчисляются со дня получения налогоплательщиком соответствующего требования (п. 3 ст. 93, п. 4 ст. 93.1 НК РФ).
Дата получения требования налогоплательщиком определяется в зависимости от способа его направления налоговым органом.
При передаче требования непосредственно руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу факт и дата получения удостоверяются подписью получателя. Поэтому при получении требования не стоит забывать указывать рядом с подписью дату его получения.
При направлении требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде по ТКС утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (далее - Порядок).
Требование о представлении документов, направленное в электронном виде по ТКС, считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью) налогоплательщика. При этом датой его получения налогоплательщиком в электронном виде по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 12, 13 Порядка, ст. 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ).
Требование о представлении документов не считается принятым налогоплательщиком в следующих случаях (п. 14 Порядка):
1) ошибочного направления налогоплательщику;
2) при несоответствии утвержденному формату;
3) при отсутствии (несоответствии) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа (налогоплательщика).
Исходя из положений Порядка, если требование о представлении документов (информации), направленное налогоплательщику в электронном виде, в силу каких-либо причин фактически не открыто и не прочитано налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В этом случае налоговый орган на основании п. 19 Порядка должен направить требование о представлении документов (информации) налогоплательщику в бумажном виде (письма ФНС России от 16,02.2016 N ЕД-4-2/2436@, от 17.02.2014 N ЕД-4-2/2553).
При этом необходимо учитывать, что с 1 января 2015 года лица, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС в течение 6-ти рабочих дней со дня их отправки налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ, в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).
Неисполнение в установленный срок обязанности по передаче налоговому органу квитанции с 1 января 2015 года влечет неблагоприятные последствия - налоговый орган вправе приостановить операции налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Применение этой меры в отношении физических лиц НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 21.04.2015 N 03-02-08/22548).
При направлении требования в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика
В случае направления требования через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ).
При направлении требования по почте
При направлении требования по почте заказным письмом оно считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ)*(1).
При этом, по мнению финансового ведомства, указанный срок не ставится в зависимость от фактической даты получения налогоплательщиком данного требования (см. письмо Минфина России от 06.05.2011 N 03-02-07/1-159).
Однако суды считают, что в случае получения требования в пределах шести дней с даты его отправки почтой срок представления документов исчисляется с даты получения требования. По мненю судей инспекция не имеет оснований для исчисления срока исполнения требования с момента, когда названное требование считается полученным, поскольку шестидневный срок предполагаемой даты получения требования о представлении документов (информации) представляет собой юридическую презумпцию, подлежащую применению только в тех случаях, когда такое требование фактически не получено или дата его получения не известна (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2013 N Ф04-1089/13 и N Ф04-1469/13 (оставлены в силе определениями ВАС РФ от 24.05.2013 N ВАС-6231/13 и N ВАС-6232/13), от 07.12.2011 N Ф04-6142/11 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 23.03.2012 N ВАС-2652/12), ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2012 N Ф07-1815/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.09.2012 N Ф02-4252/12).
Нормой п. 5 ст. 31 НК РФ (введенной Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ и действующей с 30 июля 2013 года) определены адреса, по которым налоговый орган должен направлять налогоплательщикам корреспонденцию в случае ее отправки по почте:
налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;
налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им деятельности на территории РФ, содержащемуся в ЕГРН;
налогоплательщику - иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории РФ через обособленное подразделение, - по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в ЕГРН*(2) (адрес указывается в заявлении, представляемом в налоговый орган по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.12.2015 N ММВ-7-14/598@);
налогоплательщику - иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство и имеющей на территории РФ объект недвижимого имущества на праве собственности, - по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу*(3) (адрес указывается в заявлении, представляемом в налоговый орган по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.12.2015 N ММВ-7-14/598@);
налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в ЕГРН (адрес указывается в заявлении, представляемом в налоговый орган по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@).
В связи с этим налогоплательщикам необходимо обеспечить своевременное получение корреспонденции по указанным адресам (в случае, если фактический адрес не совпадает с адресом, содержащемся в госреестре).
_____________________________
*(1) До 24 августа 2013 года направить требование по почте налоговые органы были вправе только в случае, если его невозможно было вручить лично или в электронном виде по ТКС. В этом случае требование считалось полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
*(2) В редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-Ф, действующей с 1 января 2015 года
*(3) В редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ, действующей с 5 декабря 2014 года
Темы
Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок
Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки)
Истребование документов у налогоплательщика при проведении выездных налоговых проверок
См. также
Требование налогового органа о предоставлении документов (информации)
Взаимодействие налогового органа и налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи
Представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах