Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС на выплаты физлицам по гражданско-правовым договорам
Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ). При этом объектом обложения страховыми взносами для них являются, в частности, выплаты в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 420 НК РФ).
Статья 428 НК РФ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов на ОПС для отдельных выплат, не уточняя при этом, по какому договору должно выполнять работу физическое лицо. Так, страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам должны начисляться, если:
- выплата является объектом обложения страховыми взносами;
- физическое лицо выполняет виды работ, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При буквальном прочтении этих норм представляется, что основания для начисления страховых взносов на ОПС могут возникнуть в случае, когда физическое лицо по договору подряда выполняет вид работ, поименованный в пунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
По мнению некоторых специалистов, применение дополнительных тарифов страховых взносов не зависит от вида договора, по которому работает у данного плательщика застрахованное лицо. Если физическое лицо занято на видах работ, указанных в пунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, то страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются на выплаты и иные вознаграждения в пользу данного работника независимо от того, какой договор заключен с таким работником - трудовой или договор подряда.
В то же время следует обратить внимание, что трудовой договор и гражданско-правовой договор различны по своей природе.
Судебная практика (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2006 N А33-4217/2006-Ф02-5620/06-С1, АС Северо-Кавказского округа от 20.10.2015 N Ф08-7269/15, АС Дальневосточного округа от 30.06.2015 N Ф03-2605/15) выделяет такие основные признаки, позволяющие отграничить трудовой договор (ст. 56 ТК РФ) от договора гражданско-правового характера (ст. 420, п. 1 ст. 702 ГК РФ):
- личностный признак (выполнение работы личным трудом и включение работника в производственную деятельность предприятия);
- организационный признак (подчинение работника внутреннему трудовому распорядку; его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность);
- выполнение работ определенного рода, а не разового задания;
- гарантия социальной защищенности.
Статья 57 ТК РФ предусматривает обязательное указание в трудовом договоре, в частности: места работы; трудовой функции работника; режима рабочего времени и времени отдыха; условий труда на рабочем месте; гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В договоре гражданско-правового характера такие данные присутствовать не должны, в противном случае он может быть переквалифицирован в трудовой (ст. 11 ТК РФ, определение ВС РФ от 21.03.2008 N 25-В07-27, АС Восточно-Сибирского округа от 27.10.2016 N Ф02-5659/16, письма Минфина России от 11.02.2005 N 03-05-02-04/25, УФНС России по г. Москве от 25.12.2007 N 21-11/123985@).
В силу п. 3 ст. 428 НК РФ работодатели, которые провели специальную оценку условий труда, уплачивают страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному этим же пунктом (при этом работник должен быть занят на видах работ с особыми условиями труда, указанных в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (см. также письмо Минтруда России от 18.02.2015 N 17-3/В-67). Из ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" следует, что ее проводят в отношении рабочего места. А при заключении договора подряда рабочее место не устанавливается.
Согласно п. 5 Постановления Минтруда России от 22.05.1996 N 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1, N 2, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени (смотрите также п. 4 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516).
Очевидно, что в случае когда работа выполняется физическим лицом в рамках гражданско-правового договора, речи о контроле за рабочим временем быть не может, поскольку исполнитель, не являясь штатным работником заказчика, не находится в его подчинении.
Поскольку договор подряда не обязывает заказчика контролировать условия, в которых исполнителем выполняется работа (в том числе и полноту рабочего дня, степень которой определяет право на досрочную пенсию), обеспечивать ему нормальные условия труда и гарантировать его социальную защищенность, то даже в случае обращения впоследствии исполнителя за назначением досрочной пенсии доказать право на такое назначение ему будет затруднительно.
Суды неоднократно указывали, что, поскольку увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсию, невключение трудового стажа застрахованных лиц в стаж, дающий право на такое досрочное пенсионное обеспечение, исключает обязанность страхователя по уплате за таких работников страховых взносов по дополнительному тарифу. Если работники не обладают правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, основания для исчисления страховых взносов его работодателю по дополнительному тарифу отсутствуют (см., например, постановления Седьмого ААС от 20.02.2017 N 07АП-495/17, Восемнадцатого ААС от 17.01.2017 N 18АП-15754/16, АС Западно-Сибирского округа от 21.11.2016 N Ф04-5137/16).
Имеется судебное решение (постановление Второго ААС от 06.04.2016 N 02АП-1771/16), где подобный спор с ПФР был разрешен в пользу организации. В нем отмечено, что мнение специалистов ПФР о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу независимо от обеспечения права работника на досрочное назначение трудовой пенсии основано на неправильном толковании норм права, по смыслу которых увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсию. Судьи обратили внимание, что законом не предусмотрено, что на выплаты и вознаграждения за оказанные по гражданско-правовому договору услуги, не являющиеся ни вредной, ни тяжелой работой, должны начисляться страховые взносы по дополнительному тарифу.
Указанные судебные решения вынесены по правоотношениям, сложившимся в периоде действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, однако и нормы ст. 428 НК РФ прямо не обязывают начислить взносы по дополнительным тарифам на выплату по договору гражданско-правового характера в ситуации, когда право на досрочное назначение пенсии не может быть подтверждено.
Таким образом, у организации-заказчика не возникает обязанности начислять страховые взносы на ОПС по дополнительному тарифу на выплаты физическим лицам, выполняющим работы по договору подряда.
Тема
Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков
См. также
Дополнительные тарифы страховых взносов на ОПС (по спецоценке условий труда)
Исчисление и уплата страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам
Отличие трудового договора от договора подряда и иных гражданско-правовых договоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах