Экологический сбор
Производители, импортеры товаров должны либо обеспечить самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, либо уплатить экологический сбор (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, письмо Минфина России от 13.04.2015 N 03-02-07/1/20823). Экологический сбор - это неналоговый доход федерального бюджета, уплачиваемый производителями и импортерами готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (п.п. 1, 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В целях обеспечения экологической безопасности за ввозимые или произведенные в РФ колесные транспортные средства уплачивается специальный утилизационный сбор (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Не имеет отношения к экологическому сбору и плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая является самостоятельной обязанностью организаций (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Перечень товаров установлен распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р. Он состоит из 46 товарных групп, например: текстиль, одежда, тара, издательская печатная продукция, шины, стекло, аккумуляторы, компьютеры, офисное оборудование, бытовая техника. В отдельный раздел вынесена упаковка (47-54 группы). Для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, сбор уплачивается только в отношении самой упаковки (п. 3 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Экологический сбор уплачивается в отношении готовых изделий и упаковки. Самостоятельно утилизирующие отходы компании, а также экспортеры и другие организации, вывозящие товары, которые подлежат утилизации, за пределы России, сбор не уплачивают.
Уплата и отчетность
Порядок взимания и исчисления экологического сбора, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора установлены Правилами взимания экологического сбора (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073).
До 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, в Росприроднадзор нужно уплатить экологический сбор и представить форму расчета его суммы (утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488), обязательно приложив к нему копии платежных документов об уплате сбора (п. 10 Правил N 1073).
Рассчитывается экологический сбор умножением ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (п. 6 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. По каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, ставки установлены постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284. При уплате сбора за 2017 году использовать нужно именно их (в том числе и перечень групп товаров, на которые это постановление ссылается, поскольку он применялся до 1 января 2018 года).
За отчетный 2017 год уплата экологического сбора и представление расчетов сумм экологического сбора осуществляется в срок не позднее 15.04.2018 с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р (см. письмо Росприроднадзора от 17.01.2018 N ВС-06-02-32/721).
Поскольку в 2018 году 15 апреля приходится на воскресенье, а перенос срока уплаты и сдачи отчетности ни Распоряжением 2491-р, ни другими документами не предусмотрен, сбор следует уплатить (и отчитаться по нему) в срок 13 апреля 2018 года (включительно).
Санкции
В случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора в установленные сроки плательщику направляется требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 30 календарных дней со дня его получения задолженность не будет оплачена добровольно, Росприроднадзор вправе взыскать задолженность в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора).
При этом непредставление или несвоевременное представление отчетности (представление недостоверных сведений) расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а, следовательно, является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ (письмо Росприроднадзора от 09.01.2018 N АС-10-02-36/156).
Также Росприроднадзор вправе в судебном порядке прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами (ст. 29 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Налогообложение и бухучет
Сумму экологического сбора, начисляемую по мере выпуска в обращение соответствующих товаров, Минфин России рекомендовал учитывать по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом. В отчете о финансовых результатах сумму экологического сбора отражают в составе коммерческих расходов наряду с иными расходами на продажу (письмо от 28.12.2016 N 07-04-09/78875).
При налогообложении прибыли экологический сбор может быть учтен как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. См. письмо Минфина России от 28.04.2016 N 03-03-06/1/24779.
В соответствии с пп. 1 п. 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей признается дата их начисления. С учетом изложенных особенностей датой начисления сбора, по нашему мнению, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет. Следовательно, сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность. См. письмо Минфина России от 23.10.2017 N 03-03-РЗ/69150, касающееся утилизационного сбора. На наш взгляд эта логика может применяться по аналогии и к экологическому сбору, имеющему ту же природу, что и утилизационный сбор.
Тема
См. также
Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств, самоходных машин, прицепов к ним
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
Расходы в виде налогов, сборов, пошлин, страховых взносов в целях налогообложения прибыли
Формы документов
Пример заполнения Расчета суммы экологического сбора
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах