Специальная декларация (третий этап "амнистии капитала" с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года)
Специальная декларация (далее - Декларация), представляемая в рамках третьего этапа "амнистии капитала", - это письменное заявление, представляемое физическими лицами на основании положений Федерального закона от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 140-ФЗ) для раскрытия сведений (ч.ч. 1, 1.1 ст. 3 указанного закона):
1) об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого они являются;
2) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами (в случае, если основания для признания иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица контролируемой иностранной компанией не связаны с прямым участием физического лица в капитале путем владения акциями, долями и (или) паями в уставных (складочных) капиталах таких компаний);
3) о своих счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ (в том числе о счетах (вкладах), закрытых на дату представления Декларации), об открытии и изменении реквизитов которых они обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ)*(1);
4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) они признаются бенефициарными владельцами в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и основаниях для признания их бенефициарными владельцами;
5) о государственной регистрации международных компаний в порядке редомициляции в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях" (далее - Закон N 290-ФЗ) применительно ко всем иностранным организациям (контролируемым иностранным компаниям), сведения о которых содержатся в Декларации;
6) о переводе денежных средств со счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ, сведения о которых содержатся в Декларации, на счета (вклады) декларанта в кредитных организациях РФ.
Форма и порядок заполнения Декларации (далее - Порядок) установлены приложениями 1 и 2 к Закону N 140-ФЗ. Следует обратить внимание, что с 19.02.2018 Минфин России наделен полномочиями по представлению письменных разъяснений ФНС России по вопросам порядка заполнения Декларации, которые подлежат опубликованию на официальном сайте финансового ведомства в Интернете (www.minfin.ru) (ч. 3 ст. 3 Закона N 140-ФЗ). Физическим лицам также целесообразно учитывать данные разъяснения при заполнении Декларации*(2).
Представление Декларации является правом, а не обязанностью физических лиц, воспользоваться которым могут граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие (обладавшие) имуществом, банковскими счетами или контролирующие иностранные организации (п. 1 ч. 1 ст. 2, абзац первый ч. 1 ст. 3 Закона N 140-ФЗ). При этом воспользоваться им могут и физические лица, которые представляли Декларацию ранее, в ходе первого и (или) второго этапа "амнистии капитала" (с 01.07.2015 по 30.06.2016 и с 01.03.2018 по 28.02.2019) (ч. 8 ст. 3 Закона N 140-ФЗ).
Какой-либо ответственности за сам факт непредставления Декларации не предусмотрено.
Для реализации данного права физическое лицо должно в срок с 01.06.2019 по 29.02.2020 (далее - третий этап декларирования) представить Декларацию на бумажном носителе в любой налоговый орган по своему выбору или непосредственно в ФНС России лично либо через своего уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности, в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан декларантом (ч.ч. 2, 4, 9 ст. 3, п. 3 ст. 5 Закона N 140-ФЗ, п. 1 Порядка)*(3). Форма Декларации может быть заполнена от руки либо распечатана на принтере. При этом печатную форму Декларации можно подготовить с помощью программного обеспечения (версия 4.56.4 программы "Налогоплательщик ЮЛ") (см. информацию ФНС России от 28.02.2018).
К Декларации необходимо приложить документы и (или) сведения, подтверждающие отраженную в ней информацию, перечень которых является открытым, а также их опись, составленную в произвольной форме в двух экземплярах и содержащую краткое описание признаков и реквизиты указанных документов, позволяющие их идентифицировать. При этом в случае, если декларант указывает в Декларации сведения об имуществе, фактическим владельцем которого он является, к Декларации должны быть приложены нотариально заверенные копии каждого из договоров номинального владения имуществом (ч.ч. 5, 5.1 ст. 3 Закона N 140-ФЗ). При этом в случае, если Декларация содержит сведения о переводе денежных средств со счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ, на счета (вклады) декларанта в кредитных организациях РФ, к ней прилагаются также следующие документы:
- отчет о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ, предусмотренный ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ, за период с 01.01.2019 по дату в пределах 15 календарных дней до даты представления Декларации или по дату закрытия счета (вклада);
- выписки по операциям на счетах (вкладах), подтверждающие зачисление денежных средств на счета (вклады) декларанта в кредитных организациях РФ, выданные и заверенные такими кредитными организациями.
Документы и (или) сведения, прилагаемые к Декларации, должны быть оформлены на русском языке или иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык (ч. 7 ст. 3 Закона N 140-ФЗ)*(4).
Кроме того, декларант не обязан, но вправе в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в Декларации, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), указанные в Декларации, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в Декларации (ч. 6 ст. 3 Закона N 140-ФЗ).
В ходе третьего этапа декларирования Декларация может быть представлена каждым декларантом однократно. Ее повторное представление не допускается, кроме случая представления Декларации после получения письменного отказа в приеме ранее представленной Декларации. Также не предусмотрено и возможности представления уточненной Декларации. При этом в случае представления Декларации в ходе первого и (или) второго этапов "амнистии капитала" представление Декларации в ходе третьего этапа вне зависимости от ее содержания не является представлением уточненной декларации (ч. 8 ст. 3 Закона N 140-ФЗ, п. 1.4 Методических рекомендаций по приему и учету специальных деклараций, утвержденных приказом ФНС России от 18.05.2016 N ММВ-7-6/326@).
Несмотря на то что представление Декларации является не обязанностью, а правом физических лиц, они заинтересованы в его реализации, поскольку законом предусмотрен ряд существенных гарантий для декларантов и лиц, информация о которых содержится в Декларации, в частности (ст. 4 Закона N 140-ФЗ, пп. 3 п. 2.1 ст. 45, пп. 2.3 п. 2 ст. 220 НК РФ)*(5):
1) освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности;
2) запрет на использование задекларированных сведений в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении, доказательств преступлений (правонарушений);
3) распространение на задекларированные сведения режима налоговой тайны и их нераспространение другим государственным органам без согласия декларанта. При этом сам декларант вправе получить в ФНС России копию ранее поданной Декларации на основании письменного заявления, составленного в произвольной форме и представленного им или его уполномоченным представителем, действующим на основании нотариально заверенной доверенности. В таком случае копия Декларации выдается декларанту или его уполномоченному представителю в срок не позднее 14 календарных дней со дня получения указанного письменного заявления (ч. 6 ст. 4 Закона N 140-ФЗ);
4) возможность передачи имущества от номинального владельца фактическому без налоговых последствий и уменьшения налогооблагаемого дохода от продажи полученного таким образом имущества на его документально подтвержденную или рыночную стоимость (на меньшую из них);
5) запрет на взыскание недоимки по налогам, обязанность по уплате которых возникла на основании задекларированной информации (за исключением обязанности по уплате налогов в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний).
Следует обратить внимание на то, что применительно к третьему этапу декларирования установлены некоторые особенности предоставления гарантий (ст. 6 Закона N 140-ФЗ):
- гарантии, предусмотренные Законом N 140-ФЗ, в отношении деяний, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением иностранными организациями (контролируемыми иностранными компаниями), информация о которых содержится в Декларации, предоставляются при условии государственной регистрации международных компаний в порядке редомициляции в соответствии с Законом N 290-ФЗ применительно ко всем указанным в Декларации иностранным организациям (контролируемым иностранным компаниям), в отношении которых декларант признавался контролирующим лицом на дату их государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц с одновременным предоставлением статуса международных компаний;
- гарантии, предусмотренные Законом N 140-ФЗ, в отношении деяний, связанных открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в Декларации, предоставляются при условии перевода всех денежных средств со счетов (вкладов), указанных в п.п. 3 и (или) 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 140-ФЗ, в банках, расположенных за пределами РФ, на счета (вклады) декларанта в кредитных организациях РФ до даты представления Декларации.
Заметим также, что с 19.02.2018 физическим лицам фактически разрешено представлять вместе с Декларацией, в которой раскрывается информация о контролируемых ими иностранных компаниях и (или) иностранных организациях, участниками которых они являются, уведомления о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомления об участии в иностранных организациях - в таких случаях они не считаются представленными с нарушением установленного срока (п.п. 2, 3, 3.1 ст. 25.14 НК РФ)*(6).
___________________________________
*(1) См. также письмо Минфина России от 17.04.2018 N 03-04-05/25657.
*(2) См. также письма Минфина России от 21.06.2018 N 03-04-05/42652, от 19.06.2018 N 03-04-06/41824, от 15.06.2018 N 03-04-05/40994, от 23.05.2018 N 03-04-05/34695.
*(3) См. также письмо Минфина России от 07.06.2018 N 03-04-07/39227.
*(4) См. также письмо Минфина России от 06.06.2018 N 03-04-07/38614.
*(5) См. также письма Минфина России от 09.07.2018 N 03-04-07/47485, от 23.05.2018 N 03-04-05/34696, от 29.05.2018 N 03-04-05/36391, от 23.05.2018 N 03-04-05/34715, от 22.05.2018 N 03-04-05/34418, от 17.05.2018 N 03-04-05/33313, от 17.04.2018 N 03-04-05/25673.
*(6) См. также письма Минфина России от 23.05.2018 N 03-04-05/34717, от 18.04.2018 N 03-12-12/2/26055.
Тема
См. также
Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
Уведомление налоговых органов о контролируемых иностранных компаниях
Уведомление налоговых органов об участии в иностранных организациях
Специальная декларация (второй этап "амнистии капитала" с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года)
Специальная декларация (первый этап "амнистии капитала" с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года)
Формы документов
Пример заполнения Специальной декларации
Опись документов и (или) сведений, прилагаемых к специальной декларации
Заявление о предоставлении копии специальной декларации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах