Налоговая декларация
Налоговая декларация - официальное заявление налогоплательщика:
- об объектах налогообложения;
- о полученных доходах и их источниках;
- о произведенных расходах;
- о налоговой базе;
- о налоговых льготах;
- об исчисленной сумме налога;
- о других данных,
служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).
На основе налоговой декларации осуществляется контроль за величиной налога, подлежащего уплате.
Представлять декларации необходимо по всем налогам, плательщиками которых являются организации (индивидуальные предприниматели) (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ). При этом исполнение обязанности по представлению налоговой декларации не зависит от наличия либо отсутствия суммы соответствующего налога к уплате (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Декларация подается отдельно по каждому налогу. Исключением является единая (упрощенная) налоговая декларация. Ее вправе представлять лица, признаваемые налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, при одновременном соблюдении двух условий (абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ):
1) отсутствие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах этих лиц в банках (в кассе);
2) отсутствие объектов налогообложения по данным налогам.
Не представляются декларации по налогам, от уплаты которых плательщики освобождены в связи с применением специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Декларация подается в инспекцию по месту учета налогоплательщика, в установленные законом сроки (п. 3, п. 6 ст. 80 НК РФ).
При этом законодательство различает виды носителей информации, на которых может быть представлена налоговая декларация (п. 3 ст. 80 НК РФ):
- по установленной форме на бумажном носителе;
- или по установленному формату в электронной форме,
а также способ ее представления (лично (или через представителя), по почте, по телекоммуникационным каналам связи) (п. 4 ст. 80 НК РФ).
С 02.06.2016 нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования (п. 5 ст. 5 НК РФ). До этого момента согласно позиции ВАС РФ, выраженной в решении от 28.07.2011 N ВАС-8096/11, порядок вступления в силу таких актов определялся в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763, согласно которому изменения в существующие декларации вступали в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, при условии, что самими актами не был установлен другой порядок вступления их в силу. В результате, смена отчетных форм могла произойти уже после завершения налогового периода, но еще до окончания срока подачи декларации. Например, декларация по УСН, утвержденная приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@, была опубликована только 30.03.2016 и вступила в силу по общему правилу с 10.04.2016. Поэтому задекларировать налог по этой форме смогли только ИП. У организаций-налогоплательщиков срок декларирования к моменту вступления в силу этой декларации уже завершился.
Пунктами 5 и 7 ст. 80 НК РФ установлены обязательные реквизиты, которые должна содержать любая налоговая декларация. Это:
1) вид документа: первичный (корректирующий);
2) наименование налогового органа;
3) место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства физического лица;
4) Ф.И.О. физического лица или полное наименование организации (ее обособленного подразделения);
5) ИНН налогоплательщика;
6) номер контактного телефона налогоплательщика;
7) подпись налогоплательщика или его представителя (с указанием в декларации на реквизиты доверенности и приложением ее копии);
8) сведения, подлежащие включению в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость.
В любом случае, все сведения, указанные в декларации, представляемой в налоговый орган, должны быть полными и достоверными. Неверное заполнение каких-либо разделов декларации, в том числе указание сведений, противоречащих друг другу, может повлечь за собой нарушение законодательства о налогах и сборах.
Прием налоговых деклараций в налоговых органах осуществляется в соответствии с Административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Регламент N 99н).
Пунктом 28 Регламента N 99н установлен перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности. Он является исчерпывающим.
Такими основаниями являются:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ предъявить их налоговому инспектору;
2) отсутствие документов, подтверждающих полномочия уполномоченного лица, либо отказ предъявить такие документы;
3) представление налоговой декларации не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие подписи (усиленной квалифицированной электронной подписи) руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете);
5) несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Основанием для отказа в приеме декларации согласно Регламенту N 99н является и отсутствие на ней печати (при представлении декларации на бумажном носителе). Однако в силу изменений, внесенных в ряд законодательных актов Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ, применение печати хозяйственными обществами (ООО, АО) с 06.04.2015 не обязательно. В целях устранения противоречий между положениями Регламента N 99н и обновленных законодательных актов, ФНС России направила территориальным налоговым органам письмо, из которого следует, что до внесения соответствующих изменений в приказы ФНС России документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы (в том числе и налоговые декларации), принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них (письма ФНС России от 05.08.2015 N БС-4-17/13706@, Минфина России от 06.08.2015 N 03-01-10/45390).
Некорректное заполнение в налоговой декларации отдельных реквизитов (например, неверного указания кода ОКТМО), отсутствие на бланке двумерного штрихкода не является основанием для отказа в приеме налоговой декларации. За неправомерный отказ в приеме налоговой отчетности персональную ответственность несут руководители налоговых инспекций (письмо ФНС России от 18.04.2014 N ПА-4-6/7440).
Если получен отказ в приеме декларации, то она считается не представленной.
После устранения ошибок, налогоплательщик должен повторно представить налоговую декларацию с тем же признаком вида документа (первичная, корректирующая, N корректировки), который заполнялся при ее первичном оформлении.
При обнаружении ошибок в первоначально поданной декларации (уже принятой налоговым органом) действия налогоплательщика будут зависеть от того, как повлияли эти ошибки на полноту уплаты налога в бюджет.
Если ошибка, содержащаяся в первичной налоговой декларации, привела к недоплате налога, то в этом случае исправить ее можно только путем подачи уточненной декларации (п. 1 ст. 81 НК РФ). При этом она должна быть представлена по той же форме, что и первоначальная декларация.
Если обнаруженная ошибка, наоборот, привела к переплате суммы налога, то представлять уточненную декларацию не обязательно.
О формах налоговых деклараций и периодах их действия см. справку.
Тема
См. также
Способы представления налоговой декларации (расчета)
Уточненная налоговая декларация
Единая (упрощенная) налоговая декларация
Налоговая отчетность реорганизуемых юридических лиц
Налоговая отчетность ликвидируемых организаций
Отказ в приеме налоговой декларации (расчета)
Камеральная налоговая проверка
Хранение документов налогового учета и отчетности
Декларация по налогу на прибыль
Декларация по НДФЛ (форма 3-НДФЛ)
Декларация по налогу на имущество организаций и расчеты по авансовым платежам
Декларация по земельному налогу
Декларация по транспортному налогу
Налоговая декларация при ПСН. Книга учета доходов ИП, применяющих ПСН
Налоговая декларация по акцизам
Специальная декларация (представлялась с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года)
Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах