Как организациям уплачивать земельный налог с 2021 года?
Смотрите в этом материале:
- отмена декларирования земельного налога;
- зачем нужны сообщения об исчисленных суммах земельного налога?
- срок направления сообщения об исчисленных суммах налога;
- информация, содержащаяся в сообщении об исчисленных суммах налога;
- способ передачи сообщения о налоге;
- что делать в случае несогласия с информацией, указанной в сообщении?
- что делать, если сообщение от налогового органа не получено?
Отмена декларирования земельного налога
Начиная с отчетности за 2020 год организации не обязаны подавать декларации по змельному налогу (ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, письма ФНС России от 30.03.2020 N БС-4-21/5376, от 31.10.2019 N БС-4-21/22311@).
Налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненные декларации, если первоначально они были предоставлены в течение 2020 года в случае реорганизации юрлица (см. также письмо ФНС России от 31.10.2019 N БС-4-21/22311).
Налоговые органы с 2020 года будут рассчитывать земельный налог для организаций и сообщать об исчисленных суммах налогоплательщикам. При этом организации следует самостоятельно уплачивать земельный налог (авансовые платежи), как и раньше, а следовательно, по-прежнему, надо рассчитывать эти суммы по правилам, установленным НК РФ.
Зачем нужны сообщения об исчисленных суммах земельного налога?
В целях обеспечения полноты уплаты земельного налога на налоговые органы с 2021 года возлагается обязанность по передаче (направлению) налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога (пункты 4 - 7 ст. 363 НК РФ, п. 5 ст. 397 НК РФ).
Составление, передача (направление) налоговыми органами сообщений об исчисленных суммах земельного налога, а также иные административные процедуры осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 - 7 ст. 363 НК РФ (первый абзац п. 5 ст. 397 НК РФ).
По общему правилу, сообщение будет направляться налогоплательщику по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога, то есть когда налогоплательщик уже должен исполнить обязанность по уплате земельного налога и авансовых платежей по нему (п. 4 ст. 363 НК РФ, п. 5 ст. 397 НК РФ).
Следовательно, исполнение обязанности по уплате земельного налога не ставится в зависимость от направления сообщений (см. письмо ФНС России от 17.07.2020 N БС-4-21/11555@). Налогоплательщики по-прежнему рассчитывают налог, в том числе и авансовые платежи, самостоятельно в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 391 НК РФ. То есть фактически целью направления сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной налоговым органом сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии (см. письмо ФНС России от 06.06.2019 N БС-4-21/10959@).
С 2021 года устанавливается единый срок уплаты земельного налога на федеральном уровне - 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (второй абзац п. 1 ст. 397 НК РФ). Следовательно, перечислить земельный налог за 2020 год организациям необходимо не позднее 1 марта 2021 года.
С 2021 года законодательные органы субъектов РФ не вправе определять сроки уплаты земельного налога (п. 72 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ).
Срок направления сообщения об исчисленных суммах земельного налога
Налоговые органы направляют налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах налога (п. 4 ст. 363 НК РФ, п. 5 ст. 397 НК РФ):
- в течение десяти дней после составления сообщения, но не позднее 6 месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период (иными словами, не позднее 1 сентября);
- не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком за предыдущие налоговые периоды;
- не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.
Информация, содержащаяся в сообщении об исчисленных суммах земельного налога
Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе на основе сведений, полученных от регистрирующих органов (п. 4 ст. 85, п. 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).
Если по мнению налогоплательщика сведения ЕГРН не совпадают с информацией в официальных ресурсах Росреестра, рекомендуется сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. После проверки информации налоговый орган актуализирует сведения ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, и проинформирует налогоплательщика (см. информацию ФНС России от 17.03.2020, письма ФНС России от 13.03.2020 N БС-4-21/4409, от 16.01.2020 N БС-4-21/452@).
Сообщение направляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@, предусматривающей указание объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, суммы налога, исчисленной с учетом периода, в течение которого земельный участок был зарегистрирован на организацию.
При наличии у организации налоговых льгот в размере суммы земельного налога сообщение формироваться не будет (п. 5 приказа ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@).
Способ передачи сообщения об исчисленных суммах земельного налога
Сообщения будут передаваться налогоплательщикам по месту нахождения принадлежащих им земельных участков одним из четырех способов (третий абзац п. 5 ст. 363 НК РФ, п. 5 ст. 397 НК РФ):
- в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;
- через личный кабинет налогоплательщика;
- руководителям организаций (их представителям) лично под расписку;
- по почте заказным письмом. В этом случае сообщение будет считаться полученным по истечении шести рабочих дней с момента направления заказного письма.
Что делать в случае несогласия с информацией, указанной в сообщении?
После получения сообщения следует сравнить сумму налога, исчисленного налоговым органом, с суммой, которая была рассчитана и уплачена налогоплательщиком. Если налог был уплачен налогоплательщиком в большем размере, чем указано в сообщении, то переплату можно вернуть или зачесть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Если налогоплательщик не согласен с суммой начисленного в сообщении налога к уплате, то он вправе представить в налоговый орган пояснения (документы), подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие правовых оснований для освобождения от уплаты налога. Сделать это нужно в течение 10 дней со дня получения сообщения (п. 6 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).
По мнению ФНС России, 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов не является пресекательным, то есть и по истечении 10 дней налоговый орган обязан будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками (см. письмо от 06.06.2019 N БС-4-21/10959@).
Представленные пояснения (документы) налоговый орган должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их получения. Указанный срок может быть продлен по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, но не более чем на один месяц (с уведомлением об этом налогоплательщика) (первый абзац п. 7 ст. 363 НК РФ).
Налоговый орган проинформирует налогоплательщика о результатах рассмотрения пояснений и (или) документов по рекомендованной форме, приведенной в письме ФНС от 06.11.2019 N БС-4-21/22635 (второй абзац п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).
Если по результатам рассмотрения пояснений (документов) сумма налога, указанная в сообщении, изменилась, то налоговый орган направит налогоплательщику уточненное сообщение в течение 10 дней после его составления. Если же по результатам рассмотрения документов либо при их отсутствии будет выявлена недоимка, то налоговый орган направит налогоплательщику требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ (второй абзац п. 5 ст. 397 НК РФ, см. также информацию ФНС России от 07.08.2019).
Что делать, если сообщение от налогового органа не получено?
В случае неполучения сообщения об исчисленном налоге налогоплательщик обязан направить в налоговый орган сообщение о наличии у него земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
Представляется оно однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. К нему прилагаются копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки. Направлять такое сообщение не нужно, если организация представляла в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы в отношении соответствующего объекта налогообложения (см. письмо ФНС России от 28.09.2020 N БС-4-21/15757@).
Как юрлицу заявить о льготе по земельному налогу?
С 2020 года установлен заявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу. Это связано с отменой обязанности представлять в налоговые органы декларацию.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на льготу. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@. Заявление заполняется налогоплательщиком на основании документов, подтверждающих право на льготу за период ее действия, указываемый в заявлении, и представляется в любой налоговый орган.
Срок для представления в налоговый орган заявления о льготе НК РФ не установлен (п. 4, п. 8 письма ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@). При этом в информации ФНС от 14.01.2021 отмечается, что для применения льгот по транспортному и земельному налогам за 2020 год юрлицо вправе подать в любой налоговый орган заявление о предоставлении льготы, а также подтверждающие документы.
При заполнении заявления в поле 5.4 и (или) в поле 6.2 указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу, подтверждающему право на налоговую льготу. Таким образом, при подтверждении права на льготу налоговый орган должен располагать подтверждающими льготу документами и (или) сведениями.
Если документы, подтверждающие право на льготу, в налоговом органе отсутствуют и не представлены налогоплательщиком, налоговый орган по информации, указанной в заявлении, запрашивает нужные сведения у органов и иных лиц, у которых они имеются. Орган или иное лицо, получившие такой запрос, в течение 7 дней со дня получения исполняет его или сообщает ИФНС о причинах его неисполнения. Налоговый орган в течение 3 дней информирует налогоплательщика о неполучении сведений, подтверждающих льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган. См. письмо ФНС России от 12.09.2019 N БС-4-21/18359@.
В письме от 03.02.2020 N БС-4-21/1599@ ФНС информирует о реализации технической возможности приема и обработки налоговыми органами заявления, содержащего любой КПП, в том числе если в одном заявлении в листе с информацией о заявленной налоговой льготе указан(ы) КПП, присвоенный(ые) по месту нахождения принадлежащего(их) организации транспортного(ых) средства(в) и (или) КПП, присвоенный(ые) по месту нахождения принадлежащего(их) организации земельного(ых) участка(ов).
Подача заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ (второй абзац п. 10 ст. 396 НК РФ).
По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган направит налогоплательщику уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
Сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе. Таким образом, если налоговый орган на дату составления сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета льготы, что может привести к выявлению недоимки или перерасчету налога. Поэтому заявление о налоговой льготе за 2020 год организации целесообразно представить в течение I квартала 2021 года (см. информацию ФНС от 14.01.2021).
В дальнейшем налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности, заявление о льготе за соответствующий период (п. 6 ст. 363 НК РФ).
Если по итогам рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогам (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представлял в налоговый орган заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу, и это привело к занижению суммы уплаченного налога) налоговый орган принимает меры по взысканию недоимки (п. 7 ст. 363 НК РФ, см. также письмо ФНС России от 03.12.2019 N БС-4-21/24690@).
Тема
Порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей организациями
См. также
Объект обложения земельным налогом
Налоговые ставки по земельному налогу
Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей
Декларация по земельному налогу (актуально до 2020 года)
Формы документов
Пример заполнения Заявления организации о предоставлении налоговой льготы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах