Взыскание задолженности по налогам и страховым взносам судебными приставами
Смотрите в этом материале:
- возбуждение исполнительного производства;
- последствия неисполнения требования в добровольном порядке;
Возбуждение исполнительного производства
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или ИП производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), с учетом особенностей, установленных ст. 47 НК РФ.
Для этого в течение 3 дней с момента вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или ИП налоговый орган направляет соответствующее постановление в электронном виде в структурное подразделение территориального органа ФССП России (п. 1 ст. 47 НК РФ, п. 2.1 Соглашения ФССП России от 04.04.2014 N 0001/7, ФНС России от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@, далее - Соглашение N ММВ-23-8/3@).
К постановлению прилагаются документы и сведения, необходимые для взыскания задолженности и поименованные в п. 2.1 Соглашения N ММВ-23-8/3@. Например, расшифровка задолженности, перечень расчетных, текущих и иных счетов в банках и других кредитных организациях, протокол ареста имущества и другие.
Постановление о взыскании и прилагаемые документы в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов передаются судебному приставу-исполнителю (ч. 7 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства:
- устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований;
- предупреждается о принудительном исполнении требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий (ч. 11 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Кроме того, в постановлении всегда указывается на обязательство должника предоставить документы, подтверждающие наличие принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога (ч. 14.1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется в налоговый орган и должнику (ч. 17 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Исполнение требований
На совершение исполнительных действий и исполнение требований, содержащихся в постановлении, судебному приставу дано два месяца. со дня поступления к нему указанного постановления (п. 4 ст. 47 НК РФ).
При этом истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства (ч. 8 ст. 36 Закона N 229-ФЗ).
На добровольное исполнение требований налогоплательщику отводится 5 рабочих дней. Указанный срок исчисляется:
1) со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства;
2) либо с момента доставки:
- извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи;
- либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 Закона N 229-ФЗ, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ (ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ, п. 22 Постановления N 50).
В течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается. В указанный срок судебный пристав-исполнитель вправе совершать только отдельные исполнительные действия, например, наложить арест на имущество должника, установить запрет на распоряжение имуществом (п. 22 Постановления N 50, постановление Двенадцатого ААС от 20.05.2021 N 12АП-3158/21).
В случае наложения ареста на имущество налогоплательщика судебный пристав-исполнитель информирует об этом налоговый орган (пп. 2.8-2.12 Соглашения N ММВ-23-8/3@).
При поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика, налоговый орган приостанавливает действие соответствующего поручения и информирует об этом банк и налогоплательщика с предложением о перечислении сумм налогов (сборов), а также пени, штрафов и процентов, указанных в постановлении о возбуждении исполнительного производства, на депозитный счет службы судебных приставов (в случае поступления денежных средств на счета должника и направления им в банк соответствующего платежного поручения) (п. 4.1 ст. 46 НК РФ, п. 2.4 Соглашения N ММВ-23-8/3@).
В иных случаях налоговый орган производит действия по снятию ареста с арестованного ФССП России имущества (п. 2.11 Соглашения N ММВ-23-8/3@).
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, но только в том случае, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т. д.) (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 (далее - Постановление N 50), постановления Четырнадцатого ААС от 02.02.2021 N 14АП-10589/20, АС Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 N Ф08-8779/20).
Последствия неисполнения требования в добровольном порядке
При неисполнении без уважительных причин требования в добровольном порядке, в отведенный для этого срок, судебный пристав-исполнитель:
1. Налагает на должника исполнительский сбор (чч. 1, 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор подлежит взысканию только в случае уведомления должника в установленном Законом N 229-ФЗ порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок (п. 24 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77, постановления Семнадцатого ААС от 19.02.2021 N 17АП-1117/21, Второго ААС от 28.01.2021 N 02АП-3964/20).
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 руб. с должника - ИП и 10 000 руб. с должника-организации (ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок постановления о взыскании, иных существенных обстоятельств суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на 1/4 от установленного размера, либо освободить должника от его взыскания (п. 74 Постановления N 50, постановление АС Северо-Кавказского округа от 18.05.2021 N Ф08-3535/21, Восьмого ААС от 18.05.2021 N 08АП-2238/21).
При этом отсутствие денежных средств в необходимом количестве не является чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами, освобождающими должника от санкции по уплате исполнительского сбора. Степень вины должника в неисполнении исполнительного документа учитывается в целях снижения размера взыскиваемого исполнительского сбора, но не служит основанием для освобождения от его уплаты (определение Верховного Суда РФ от 25.02.2020 N 309-ЭС19-28458).
2. Применяет меры принудительного исполнения требований.
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ст. 68 Закона N 229-ФЗ).
Перечень мер принудительного исполнения поименован в ч. 3 ст. 68 Закона N 229-ФЗ. При этом указанный перечень является открытым (п. 11 ч. 3 ст. 68 Закона N 229-ФЗ, постановление АС Северо-Западного округа от 30.09.2020 N Ф07-10328/20).
При применении мер принудительного исполнения, связанных с вскрытием нежилых помещений, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества обязательно участие понятых. В других случаях понятые приглашаются по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ст. 59 Закона N 229-ФЗ).
Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом- исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 2 ст. 69 Закона N 229-ФЗ).
При определении очередности обращения взыскания на имущество должника судебный пристав-исполнитель руководствуется п. 5 ст. 47 НК РФ. Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь, между тем окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем (ч. 5 ст. 69 Закона N 229-ФЗ).
Окончание исполнительного производства
Фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, служит основанием для окончания исполнительного производства и вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления (ч.ч. 1, 3 ст. 47 Закона N 229-ФЗ).
Кроме того, исполнительное производство оканчивается и в иных случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ. Например, в случае ликвидации должника или признания его банкротом.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются налогоплательщику и налоговому органу, а при необходимости и в банк (иную кредитную организацию) (ч. 6 ст. 47 Закона N 229-ФЗ).
Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, если иное не предусмотрено Законом N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам (ч. 7 ст. 47 Закона N 229-ФЗ).
Действия при взыскании ФССП РФ задолженности по налогам (взносам) можно представить в виде следующей схемы:
|
НАЛОГОВЫЙ ОРГАН В течение 3 дней с момента вынесения решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика направляет постановление и необходимые документы (сведения) в ФССП России |
|
||
|
| |
|
||
|
СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 1. В течение 6 рабочих дней со дня поступления постановления и документов в подразделение судебных приставов выносится постановление о возбуждении исполнительного производства. 2. Не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства его копия направляется налоговому органу и должнику |
|
||
|
| |
|
||
|
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК (актуально только при поступлении постановления налогового органа в ФССП России впервые) |
|
||
| |
|
| |
||
В течение 5 рабочих дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом, добровольно исполняет требования |
|
Не исполняет требования |
||
| |
|
| |
||
|
СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ |
|
||
| |
|
| |
||
Выносится постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, копия которого направляется налоговому органу и должнику не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления |
|
Выносится постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, копия которого направляется налоговому органу и должнику не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления |
||
| |
|
| |
||
|
1. Выносится постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, копия которого направляется налоговому органу и должнику не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления. 2. Выносится постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, копия которого направляется налоговому органу и должнику не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах