Последствия несовпадения юридического и фактического адреса юридического лица
С 1 сентября 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ разделены понятия местонахождения юридического лица и его адреса.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (п. 2 ст. 54 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации). Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ, за исключением случая использования типового устава (п. 5 ст. 54 ГК РФ).
Под адресом юридического лица с 1 сентября 2014 г. понимается адрес, по которому осуществляется связь с ним и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительном документе, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ.
С 29.12.2015 уточнено, что адрес юридического лица, указываемый в ЕГРЮЛ, должен быть в пределах места нахождения юридического лица, содержащегося в учредительных документах юридического лица (за исключением случая использования типового устава) (п.п. 3, 5 ст. 54 ГК РФ, пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации).
Место нахождения юридического лица и его адрес могут не совпадать с адресом, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.) (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", далее - Постановление N 61).
В ранее сложившейся практике было принято разделять:
- юридический адрес (указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ);
- фактический адрес юридического лица (где в действительности ведется его финансово-хозяйственная деятельность).
Российское законодательство не содержит определений юридического и фактического адреса юридического лица.
Под юридическим адресом ранее понималось место нахождения юридического лица, указанное в регистрационных документах, а под фактическим - адрес того объекта, где в действительности ведется его финансово-хозяйственная деятельность.
Регистрирующий орган был не вправе отказать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, находящееся по юридическому адресу, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
Однако на основе пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации сложилась определенная судебная практика (см. подробнее Постановление N 61), которая и легла в основу нового законодательного регулирования места нахождения (адреса) юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе, ссылаться на иные сведения, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.) (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 1 Постановления N 61). Исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Необходимо отметить, что 1 января 2016 года значительно расширены пределы проверки регистрирующим органом достоверности сведений ЕГРЮЛ: проверка может проводиться не только в отношении новых сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, но и в отношении уже содержащихся там (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации, см. также Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения ....", далее - Приказ N ММВ-7-14/72@).
Основанием для такой проверки могут быть как заявления заинтересованных лиц о недостоверности данных, включенных в ЕГРЮЛ, так и любая другая информация о том, что сведения в реестре противоречат документально подтверждённым сведениям, полученным регистрирующим органом уже после регистрации (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 4 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@).
При этом ФНС России вправе пользоваться всеми имеющимися у нее сведениями, в т.ч. поступившими в связи с осуществлением полномочий в иных сферах деятельности (п. 10 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@, письмо Минфина России от 18.08.2016 N 03-01-10/48518).
Таким образом, получение данных о том, что связь с юридическим лицом по указанному в ЕГРЮЛ адресу невозможна (например, корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), - это основание для проведения проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ об адресе организации.
Если по итогам проверки будет установлено, что сведения об адресе юридического лица (то есть предусмотренные пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации) недостоверны, ФНС направляет юридическому лицу уведомление о необходимости представить либо новые достоверные сведения, либо доказательства достоверности прежних сведений. Если таковые не представлены (либо доказательства неубедительны), то ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений, предусмотренных пп."в" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, о данной организации (п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@).
Внесение записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица в ЕГРЮЛ вызывает ряд неблагоприятных последствий как для самой организации, к которой относится запись, так и для связанных с этой организацией лиц.
ФНС вправе отказать в государственной регистрации, связанных с включением в ЕГРЮЛ сведений об участнике (учредителе) организации или о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, если:
- данное лицо имеет право без доверенности действовать от имени такой организации, в отношении которой уже содержится запись о недостоверности сведений об адресе (абз. четвёртый пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);
- данное лицо владеет 50% и более голосов от общего количества голосов в ООО, о котором в ЕГРЮЛ уже содержится запись о недостоверности сведений об адресе (абз. пятый пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).
Указанные записи о недостоверности не влекут отказа в государственной регистрации, если им более трех лет (на момент подачи документов в ФНС), либо они были внесены по заявлению о недостоверности, то есть без проверки (п. 5 ст. 11 Закона о госрегистрации).
С 01.09.2017 при наличии в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ регистрирующим органом (п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"):
Запись о недостоверности сведений о юридическом лице также обязательно вносится в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. "з.1" п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 Постановления N 61).
Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует, являются открытой информацией, размещаемой на официальном сайте ФНС России в сети Интернет. Такие сведения могут приниматься к сведению контрагентами юридических лиц.
Кроме того, за предоставление регистрирующему органу заведомо недостоверных сведений (а равно за непредставление или несвоевременное представление необходимых для ЕГРЮЛ сведений) предусмотрена административная ответственность по ч.ч.3-5 ст. 14.25 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах