Место нахождения, адрес юридического лица
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе (за исключением случая, когда юридическое лицо действует на основании типового устава) и в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).
C 1 сентября 2014 г. (в соответствии с изменениями, внесенными в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ), определяя свое место нахождения в учредительном документе, юридическому лицу достаточно указать наименование населенного пункта (муниципального образования), в котором будет находиться его постоянно действующий орган, при его отсутствии - орган или лицо, уполномоченное выступать от его имени в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
Однако одновременно в законодательство введено понятие "адрес юридического лица". Исходя из содержания п. 3 ст. 54 ГК РФ под адресом юридического лица понимается адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения. Таким образом, адрес юридического лица подразумевает указание почтового индекса, наименования населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, офиса (квартиры).
Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительных документах, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ.
С 29.12.2015 уточнено, что адрес юридического лица, указываемый в ЕГРЮЛ, должен быть в пределах места нахождения юридического лица, содержащегося в учредительных документах юридического лица (за исключением случая использования типового устава) (п.п. 3, 5 ст. 54 ГК РФ, пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац второй п. 3 ст. 54 ГК).
В ранее сложившейся практике (до 01.09.2014) было принято разделять:
- юридический адрес (указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ);
- фактический адрес юридического лица (где в действительности ведется его финансово-хозяйственная деятельность).
В настоящее время также место нахождения юридического лица и его адрес могут не совпадать с адресом, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.) (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица").
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории РФ сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом (абзац третий п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Так как место нахождения юридического лица подлежит указанию в учредительном документе, решение вопроса об определении места нахождения (месте нахождения единоличного исполнительно органа) будет относиться к компетенции общего собрания участников (п. 2 ст. 65.3 ГК РФ).
Адрес юридического лица не подлежит обязательному включению в учредительные документы, его определение специально не отнесено законодательством к компетенции какого-либо органа юридического лица. Поэтому, по общему правилу, решение вопроса об определении адреса юридического лица будет относиться к компетенции единоличного исполнительного органа, если уставом не предусмотрено иное (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).
Об изменении своего места нахождения или адреса юридическое лицо должно сообщить в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации).
С 1 января 2016 в связи с вступлением в силу отдельных положений Федеральных законов от 30.03.2015 N 67-ФЗ и от 29.06.2015 N 209-ФЗ изменился порядок смены места нахождения юридического лица (п. 6 ст. 17 Закона о госрегистрации).
Регистрирующий орган обязан проверять достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, и может отказать в регистрации, если у него имеется подтвержденная информация о недостоверности места нахождения или адреса данного юридического лица (п. 5 ст. 51 ГК РФ, пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).
Законодательством не установлены какие-либо требования к срокам внесения юридическими лицами, созданными до 1 сентября 2014 г., сведений об их адресе в ЕГРЮЛ.
Кроме того, существующие в настоящее время формы заявлений, используемые для государственной регистрации юридических лиц (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), содержат только раздел "Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом", что не позволяет разделить место нахождения и адрес юридического лица в понимании ст. 54 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.
Ранее в правоприменительной практике сложился подход, основанный на положениях пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, п. 2 ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (например, на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица").
Возможно, до урегулирования расхождений существующих сейчас регистрационных форм и изменившегося с 01.09.2014 законодательства будет использоваться сложившийся ранее подход: до внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в качестве такого будут использоваться имеющиеся в реестре сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Тема
Создание юридического лица путем учреждения
См. также
Последствия несовпадения юридического и фактического адреса юридического лица
Изменение места нахождения, адреса юридического лица
Регистрация ООО по месту жительства единоличного исполнительного органа
Государственная регистрация юридических лиц
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Пример заполнения Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (P11001)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах