Регистрация выпуска акций АО
По общему правилу акционерное общество, прежде чем производить размещение акций, должно зарегистрировать выпуск (дополнительный выпуск) таких акций. Размещение акций до государственной регистрации выпуска возможно только в случаях, прямо указанных в законе, например, при учреждении АО (п. 3 ст. 19, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", далее - Закон о рынке ценных бумаг).
Таким выпускам присваивается идентификационный номер органом, осуществляющим государственную регистрацию выпусков акций (абз. третий п. 6.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг, порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. положением Банка России от 11.08.2014 N 428-П, далее - Стандарты эмиссии).
Не требуется государственная регистрация выпуска ценных бумаг, размещаемых при реорганизации АО в форме разделения или выделения в случае, если такое разделение или выделение осуществляется одновременно со слиянием или с присоединением (п. 7 ст. 19.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 56.1 Стандартов эмиссии).
Государственную регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) акций АО осуществляет Банк России (п. 1 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, Информация Банка России от 07.02.2017).
Документы для государственной регистрации выпуска акций АО необходимо подать не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения об их выпуске, а если регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, - не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта, если иное не установлено Стандартами эмиссии (п. 5.7 Стандартов эмиссии). Так, например, при учреждении АО документы для государственной регистрации выпуска акций необходимо подать не позднее 30 дней после даты государственной регистрации общества (п. 13.2 Стандартов эмиссии).
На регистрацию выпуска акций подаются следующие документы (п. 2 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, п.п. 5.2, 5.3, 5.5 Стандартов эмиссии):
- заявление на государственную регистрацию выпуска - в зависимости от способа размещения акций в соответствии с приложениями 2 - 4 к Стандартам эмиссии;
- если государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска, - заявление по форме приложения 5 к Стандартам эмиссии;
- анкета эмитента (приложение 7 к Стандартам эмиссии);
- копии свидетельства о государственной регистрации АО и устава АО в действующей редакции;
- решение о выпуске ценных бумаг (приложения 10-15 к Стандартам эмиссии в зависимости от способа размещения). Утверждается советом директоров (наблюдательным советом) АО и подписывается его руководителем с указанием даты подписания, скрепляется печатью*(1) АО. Составляется в 3 экземплярах (п. 2 и п. 4 ст. 17 Закона о рынке ценных бумаг, п. 5.6 Стандартов эмиссии);
- копии (выписки из) протоколов общего собрания акционеров, заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО, которыми приняты решение о размещении акций, решение о выпуске акций, утвержден проспект акций (если регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта), с указанием кворума и результатов голосования за принятие этих решений;
- справка об оплате уставного капитала (содержащая сведения о размере уставного капитала АО и его оплате), подписанная руководителем АО;
- проспект ценных бумаг, если регистрация выпуска акций сопровождается регистрацией проспекта (ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг). Составляется в трех экземплярах (п. 5.6 Стандартов эмиссии);
- платежное поручение об уплате государственной пошлины в размере, установленном пп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
- иные документы, предусмотренные Стандартами эмиссии в зависимости от способа эмиссии;
- опись документов (приложение 9 к Стандартам эмиссии).
Тексты анкеты эмитента, решения о выпуске, описи документов, проспекта акций (в случае если регистрация выпуска сопровождается регистрацией их проспекта) представляются также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа (абзац второй п. 5.6 Стандартов эмиссии).
Документ, насчитывающий более одного листа, должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента. Верность копий документов должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если законодательством не установлена иная форма заверения (п. 1.6 Стандартов эмиссии).
Государственная регистрация выпуска либо принятие мотивированного решения об отказе в регистрации должны быть совершены Банком России (п. 5.8 Стандартов эмиссии):
- в течение 10 рабочих дней в случае их предварительного рассмотрения в соответствии с п. 2.1 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг (п. 5.8.3. Стандартов эмиссии, см. также главу 4 Стандартов эмиссии);
- в течение 30 дней, если государственная регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта (п. 5.8.1 Стандартов эмиссии);
- в течение 20 дней в остальных случаях (п. 5.8.2 Стандартов эмиссии).
Течение последних двух сроков может быть приостановлено не более чем на 30 дней для проведения Банком России проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных документах (п. 3.1 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, п. 5.9 Стандартов эмиссии).
В течение 3 дней с момента принятия решения Банк России должен уведомить акционерное общество о принятом решении и направить ему необходимые документы (п.п. 5.13, 5.14 Стандартов эмиссии).
При государственной регистрации выпуска акций ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, который указывается на каждом экземпляре решения о выпуске акций вместе с отметкой о государственной регистрации выпуска (п. 5 ст. 17, п. 4 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг).
В государственной регистрации выпуска акций АО может быть отказано по следующим основаниям (часть первая ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг, п. 5.15 Стандартов эмиссии):
- нарушение АО-эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах;
- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона о рынке ценных бумаг и нормативных актов Банка России;
- непредставление в течение 30 дней по запросу Банка России всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска или регистрации проспекта акций;
- несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект акций, установленным требованиям (часть девятнадцатая ст. 2, п. 2 ст. 22.1 Закона о рынке ценных бумаг).
- внесение в проспект акций или решение о выпуске акций (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций АО и проспекта АО может быть обжаловано в арбитражный суд (часть вторая ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг, п. 5 ст. 225.1 АПК РФ).
______________________________
*(1) Ранее акционерные общества должны были иметь печать. С 06.04.2015 АО, по общему правилу, вправе, но не обязаны иметь печать (п. 7 ст. 2 Закона об АО). Однако во избежание спорных ситуаций до приведения в соответствие с федеральным законодательством подзаконных нормативных правовых актов не рекомендуется отказываться от печати.
В соответствии с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 02.09.2015, использование печати на документах, представляемых в соответствии со Стандартами эмиссии в регистрирующий орган на бумажном носителе, является обязательным в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если сведения о наличии печати содержатся в уставе АО (п. 1.12 Стандартов эмиссии).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах