Срок проведения проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) предусматривает два вида проверок достоверности сведений: проверку тех сведений, которые заявитель вносит в ЕГРЮЛ, и проверку той информации, которая уже содержится в ЕГРЮЛ. Каждая из этих проверок имеют свою продолжительность.
Проверка сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ
Проверка достоверности вносимых в ЕГРЮЛ сведений проводится, по общему правилу, в течение срока, установленного для государственной регистрации. Срок государственной регистрации, за исключением регистрации вновь создаваемых организаций, составляет пять рабочих дней (п. 1 ст. 8 Закона о госрегистрации) со дня представления документов в регистрирующий орган (далее также - ФНС).
С 29.12.2015 срок государственной регистрации юридических лиц при их создании составляет три рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 3 ст. 13 Закона о госрегистрации).
Однако срок проверки может быть продлён, если регистрирующий орган проверяет достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с:
- реорганизацией юридического лица;
- ликвидацией юридического лица;
- внесением изменений в учредительные документы юридического лица;
- внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
В этих случаях регистрирующий орган может принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проверки. Срок приостановления регистрации составляет не более одного месяца (абз. второй п. 4.4. ст. 9 Закона о госрегистрации), при этом течение трех- или пятидневного срока для регистрации прерывается (абз. третий п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
О приостановлении регистрации выносится отдельное решение в течение срока для регистрации (абзац третий п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Указанное решение доводится до сведения заявителя: выдается на руки, высылается по почте, передается в МФЦ, или на email заявителя (абз. пятый п. 4.4 ст. 9, п. 4 ст. 23 Закона о госрегистрации). В решении указываются основания для приостановления государственной регистрации и срок (не менее пяти календарных дней), в течение которого заявитель может предоставить сведения и документы, которые опровергнут предположение регистрирующего органа о недостоверности сведений (абз. четвёртый п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации). По окончании периода приостановления регистрации возобновляется течение трех- или пятидневного срока, предусмотренного для регистрации. По окончании этого возобновленного срока регистрирующий орган либо осуществляет регистрацию, либо отказывает в государственной регистрации, если заявителю не удалось опровергнуть предположение ФНС или им не были предоставлены дополнительные документы и объяснения.
Проверка достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ
Срок для проверки достоверности сведений, которые уже содержатся в ЕГРЮЛ, установлен Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72 "Об утверждении оснований, условий и способов проведения ..." (далее - Приказ N ММВ-7-14/72).
Такая проверка проводится в срок не более одного месяца, следующего за истечением семи рабочих дней со дня получения заявления о недостоверности. Однако если проверка требует привлечения специалиста или эксперта, либо получения объяснений, ответов на запросы ФНС, то срок проведения проверки может быть увеличен до двух месяцев (п. 9 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72).
Если по результатам такой проверки установлена недостоверность определенных сведений (перечисленных ниже), регистрирующий орган отправляет в адрес организации уведомление о недостоверности (п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации). Такое уведомление отправляется также учредителям юридического лица, его участникам и лицу, действующему от имени организации без доверенности (п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации). Уведомление о недостоверности обязывает его получателей в течение тридцати дней либо сообщить новые достоверные сведения, либо доказать достоверность имеющихся сведений, в которых сомневается регистрирующий орган (абз. второй п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации). Такая процедура предусмотрена исключительно в отношении следующих сведений (подп. "в", "д", "л" п. 1 ст. 5, п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации):
- адрес юридического лица в пределах его места нахождения;
- сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, его паспортные данные и ИНН при его наличии;
- в отношении АО - сведения о держателях реестров акционеров АО;
- в отношении ООО - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале ООО, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей (частей долей) в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
Если требуемые пояснения, документы не предоставлены в регистрирующий орган в течение 30 дней или если они не свидетельствуют о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице (абз. второй п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации).
При этом за непредставление, несвоевременное представление, предоставление заведомо недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность (п. 1 ст. 25 Закона о госрегистрации, ч.ч. 3-5 ст. 14.25 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах