Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся - со дня его обнаружения (ч. 1 и ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Течение срока давности привлечения к ответственности начинается на следующий день после дня совершения (дня обнаружения) административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ).
Днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - Постановление N 2). Суды признают день составления акта проверки днем обнаружения правонарушения, поскольку именно в акте фиксируется факт обнаружения нарушений требований пожарной безопасности (постановления Четвертого ААС от 19.11.2012 N 04АП-4809/12; ФАС Поволжского округа от 14.09.2010 по делу N А12-5364/2010).
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.08.2013, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований пожарной безопасности. Срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь 21.08.2013 года.
Срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение ранее выданных предписаний составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ во взаимосвязи с ч. 12 ст. 19.5, ч. 1 и абзацем шестым ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Следует иметь в виду, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абз. 3 п. 19 Постановления N 2). Следовательно, привлекать по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ можно только в течение трёх месяцев после наступления даты исполнения предписания. Это же относится к ответственности по ч.ч. 13 и 14 ст. 19.5 КоАП РФ (неисполнение предписания ГПН на объектах здравоохранения, образования, соцзащиты и повторное неисполнение предписания ГПН).
Ситуация 1. Предписание органа ГПН предписывает устранить конкретное нарушение к 1 сентября 2013 года. Трехмесячный срок давности в случае неисполнения предписания следует отсчитывать с 1 сентября 2013. Административное наказание должно быть назначено не позднее 1 декабря 2013.
Ситуация 2. Предписание органа ГПН предписывает устранить конкретное нарушение, срок исполнения - 1 сентября 2013 года. Трехмесячный срок давности в случае неисполнения предписания следует отсчитывать со 2 сентября 2013. Административное наказание должно быть назначено не позднее 2 декабря 2013.
Допустим, что по результатам проверки орган ГПН привлек лицо к ответственности за длящееся правонарушение. Следующая проверка вновь выявляет такое же правонарушение. Орган ГПН вновь привлекает лицо к ответственности за вновь выявленное правонарушение, аналогичное тому, за которое это же лицо уже было наказано после первой проверки. Такое привлечение законно и не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение (постановления Президиума ВАС РФ от 27.10.2009 N 6417/09, ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2012 N Ф07-4622/12, ФАС Московского округа от 30.04.2013 N Ф05-3663/13, Восьмого ААС от 06.08.2014 N 08АП-5541/14, Семнадцатого ААС от 22.07.2014 N 17АП-7755/14).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах