Контроль за своевременным представлением отчетности в налоговый орган
В рамках налогового контроля (пп. 2 п. 1 ст. 32 и ст. 82 НК РФ) налоговые органы осуществляют, в том числе, контроль за своевременным представлением отчетности в налоговый орган (налоговых деклараций (расчетов), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и бухгалтерской отчетности).
Порядок осуществления процедур контроля за своевременным представлением отчетности определен в письме ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" (далее - Рекомендации).
Согласно Рекомендациям контроль за своевременным представлением отчетности осуществляется налоговыми органами на постоянной основе и предусматривает проведение следующих процедур:
- формирование списка лиц, не представивших отчетность;
- принятие обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке и переводов их электронных денежных средств, предусмотренных п. 3 ст. 76 НК РФ, а с 1 января 2016 года - и п. 3.2 ст. 76 НК РФ;
- привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной НК РФ, а также привлечение должностных лиц к административной ответственности, в случаях, если такая ответственность предусмотрена КоАП РФ.
С целью такого контроля налоговыми органами на постоянной основе в автоматизированной информационной системе:
- формируется перечень налоговых обязательств налогоплательщиков, плательщиков взносов, налоговых агентов (перечень налоговой и иной отчетности, подлежащей представлению в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в разрезе видов налогов и сборов и вида отчетности), вновь поставленных на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ;
- осуществляется своевременная актуализация перечня в связи с переходом налогоплательщиков с общего режима налогообложения на специальный налоговый режим и обратно, изменениями законодательства о налогах и сборах (установление, введение в действие, отмена и прекращение действия налогов), а также в иных случаях, влекущих возникновение и изменение налоговых обязательств (п. 4.3.1.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@).
Формирование списка лиц, не представивших отчетность, осуществляется по истечении 10 рабочих дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций. С этой целью налоговый орган осуществляет сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), обязанных представлять налоговую и иную отчетность, с данными об их фактическом представлении, и формирует список лиц, не представивших (по состоянию на момент составления списка) налоговые декларации.
В таком же порядке отдельно формируются списки лиц, не представивших в установленные НК РФ сроки иную отчетность: расчеты финансового результата инвестиционного товарищества; налоговые расчеты; сведения о среднесписочной численности работников, за предшествующий календарный год; бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в том числе, если данная отчетность представлена не в полном объеме, в том числе не представлено аудиторское заключение).
Принятие обеспечительных мер. На основании списков лиц, не представивших налоговые декларации (расчеты), отдел камеральных проверок подготавливает решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств. Такое решение может быть вынесено в отношении следующих лиц:
- налогоплательщика-организации - в случае непредставления налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления (на основании п. 3 ст. 76 НК РФ такое решение может быть принято в течение 3-х лет со дня истечения указанного десятидневного срока);
- налогового агента*(1) - в случае непредставления расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (формы 6-НДФЛ), в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока его представления (п. 3.2 ст. 76 НК РФ в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ, действующей с 01.01.21016).
Решения подписываются руководителем налогового органа либо заместителем руководителя налогового органа. Порядок принятия таких решений определен в п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ.
При этом в силу п. 11 ст. 76 НК РФ правила, установленные ст. 76 НК РФ, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств следующих лиц:
организаций - налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов;
индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов;
организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации (расчеты по страховым взносам) в соответствии с частью второй НК РФ;
нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов.
С 1 января 2017 года в соответствии с изменениями, внесенными в п. 11 ст. 76 НК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ, плательщики страховых взносов включены в перечень лиц, на которых распространяются правила по приостановлению операций по счетам, установленные этой статьей.
Вместе с тем, НК РФ не отождествляются налоговые декларации с расчетами по страховым взносам. Поэтому правовые основания для распространения п. 3 ст. 76 НК РФ на случаи непредставления в установленный срок расчетов по страховым взносам отсутствуют.
На это в очередной раз обратил внимание Минфин России в письме от 21.04 2017 N 03-02-07/2/24123 (письмом ФНС России от 10.05.2017N АС-4-15/8659 направлено в УФНС по субъектам РФ с целью доведения его до нижестоящих налоговых органов и обеспечения его применения).
Напомним, что ранее ФНС России высказывалось по этому вопросу совершенно противоположное мнение (письмо ФНС России от 27.01.2017 N ЕД-4-15/1444).
Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка и сроков представления отчетности.
Нарушение установленных НК РФ порядка и сроков представления отчетности в налоговый орган влечет взыскание штрафов, предусмотренных ст.ст. 119, 119.1, 119.2, 126 НК РФ.
На основании списков лиц, не представивших отчетность, отделом камеральных проверок готовятся материалы для привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности, предусмотренной соответствующими статьями НК РФ.
Дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ (п. 37 постановления Пленума ВАС РФ в от 30.07.2013 N 57).
Поэтому в большинстве случаев рассмотрение материалов дел, связанных с нарушением порядка и сроков представления отчетности, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ. Однако в отдельных случаях привлечение к ответственности осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки. В таком случае рассмотрение материалов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. Сведения о применяемом порядке производства по делам о налоговых правонарушениях, связанных с нарушением порядка и сроков представления отчетности, для наглядности приведем в таблице.
Вид отчетности и вид налогового правонарушения | Норма НК РФ, предусматривающая ответственность | Порядок производства по делу | Пояснения |
Налоговые декларации*(2) | |||
Несвоевременное представление налоговой декларации | п. 1 ст. 119 НК РФ | ст. 101 НК РФ | 1. Привлечение к ответственности осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки этой декларации. По результатам проверки сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основе этой декларации, исходя из которой определяется размер штрафа, может быть подтверждена либо установлен иной ее размер*(3). 2. В таком же порядке (ст. 101 НК РФ) налоговый орган вправе рассмотреть дела о налоговых правонарушениях в случае представления налоговой декларации с нарушением одновременно установленного срока и способа ее представления (ст.ст. 119 и 119.1 НК РФ) |
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме | ст. 119.1 НК РФ | ст. 101.4 НК РФ | В случае представления налоговой декларации с нарушением одновременно установленного срока и способа ее представления, налоговый орган может рассмотреть дела о налоговых правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 119 и 119.1 НК РФ, в порядке, установленном ст. 101 НК РФ |
Расчет финансового результата инвестиционного товарищества | |||
Непредставление расчета финансового результата инвестиционного товарищества | п. 2 ст. 119 НК РФ | ст. 101.4 НК РФ | Привлечение управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, к налоговой ответственности осуществляется на основании списков лиц, не представивших расчеты |
Представление расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения | ст. 119.2 НК РФ | ст. 101 НК РФ | Привлечение управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки этого расчета, поскольку достоверность сведений может быть проверена только в ходе налоговой проверки |
Налоговые расчеты (расчеты авансовых платежей*(2); налоговые расчеты, представляемые налоговыми агентами; расчеты сборов), а также сведения о среднесписочной численности работников | |||
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля | п. 1 ст. 126 НК РФ | ст. 101.4 НК РФ | Привлечение к налоговой ответственности осуществляется на основании списков лиц, не представивших соответствующие отчеты, независимо от проведения и реализации результатов камеральной налоговой проверки налогового расчета |
С 01.01.2016 непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета*(4) | п. 1.2 ст. 126 НК РФ | ст. 101.4 НК РФ | Привлечение к налоговой ответственности может осуществляться на основании списков лиц, не представивших соответствующие отчеты, независимо от проведения и реализации результатов камеральной налоговой проверки налогового расчета |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность | |||
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля | п. 1 ст. 126 НК РФ | ст. 101.4 НК РФ | Привлечение к налоговой ответственности осуществляется на основании списков лиц, не представивших отчетность |
С 1 января 2016 года вступила в силу ст. 126.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ), которой установлена ответственность налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ.
В связи с этим в декабре 2015 года ФНС России рекомендовала налоговым агентам в целях представления достоверных сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган принять меры по актуализации персональных данных физических лиц - получателей дохода.
Одновременно территориальным налоговым органам поручено обеспечить контроль за полнотой и достоверностью представления налоговыми агентами сведений по форме 2-НДФЛ за 2015 год. При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе персональные данные физических лиц), производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ (письма ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@, от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@).
______________________________
*(1) Для выявления факта непредставления налоговыми агентами в установленный срок расчета по форме 6-НДФЛ, налоговые органы учитывают факты перечисления ими НДФЛ в бюджет в отчетном периоде, представления справок по форме 2-НДФЛ за предыдущий налоговый период, иные сведения, имеющиеся в налоговом органе, свидетельствующие о наличии такой обязанности у налогового агента (письмо ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515).
*(2) Из взаимосвязанного толкования норм п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. В связи с этим установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, письма ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 и от 30.09.2013 N СА-4-7/17536).
Поэтому в случае несвоевременного представления (непредставления) по итогам отчетного периода декларации по налогу на прибыль, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности только на основании ст. 126 НК РФ.
*(3) Применяемый порядок привлечения к ответственности (ст. 101 или ст. 101.4 НК РФ) влияет на исчисление совокупных сроков для взыскания штрафов (ст.ст. 69, 70, 101.4, 115 НК РФ).
Суды считают, что для выявления налоговым органом лишь факта несвоевременного представления налогоплательщиком налоговой декларации, обнаруженного непосредственно в день представления, проведение камеральной налоговой проверки в порядке ст. 88 НК РФ не требуется. Поэтому в случае, если из материалов дела следует, что налоговой инспекцией не проверялась правильность исчисления налогоплательщиком налога, не запрашивались подтверждающие документы и не проводились иные мероприятия налогового контроля, применение которых предусмотрено в рамках проведения налоговых проверок, суды приходят к выводу, что налоговый орган при выявлении совершенного налогоплательщиком правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ), неверно применил форму налогового контроля (камеральная проверка). В таких случаях суды, с учетом положений ст.ст. 69, 70, 101.4, 115 НК РФ, нередко указывают на пропуск инспекцией совокупного срока для обращения в суд о взыскании штрафных санкций, исчислив его без учета периода проведения камеральной налоговой проверки (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.02.2013 N Ф02-167/13, Четвертого ААС от 19.11.2014 N 04АП-5459/14, Шестнадцатого ААС от 19.09.2014 N 16АП-2789/14).
*(4) С 1 января 2016 года вступила в силу ст. 126.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ), которой отдельно установлена ответственность налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ.
Основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126.1 НК РФ, является недостоверность информации, допущенной в результате арифметической ошибки, искажения суммовых показателей, иных ошибок, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета в виде не исчисления и (или) неполного исчисления, не перечисления налога, нарушения прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты).Указанная ответственность также применяется в случае допущения ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков - физических лиц (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные), которые также могут повлечь невозможность реализации в полном объеме прав физических лиц, а также прав и обязанностей налоговых органов (в части администрирования налога) (см. письмо ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515).
В связи с этим ФНС России рекомендовала налоговым агентам в целях представления достоверных сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган принять меры по актуализации персональных данных физических лиц - получателей дохода (письма ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@, от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@).
Темы
Налоговые правонарушения, дела о которых рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ
Камеральная налоговая проверка
См. также
Отказ в приеме налоговой декларации (расчета)
Налоговые правонарушения, отражаемые в акте камеральной налоговой проверки
Налоговые правонарушения, отражаемые в акте выездной налоговой проверки
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах